История Арабских стран

ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В ХАЛИФАТЕ В   VII—VIII вв.

а права собственности, и именно на саму землю. Между прочим, об этом свидетельствует тот факт, что после совер­шения акта распоряжения землями их собственники, когда в каче­стве таковых выступали непосредственные производители, уступая право собственности своим контрагентам, обычно как издольщики сохраняли право владения и пользования отчужденными ими зем­лями и материальными объектами [21; 22].

Такую же попытку истолкования гражданских сделок по отчуж­дению земли в халифате среди арабских поздних законоведов предпринимает ал-Маварди.

Как известно, согласно ал-Маварди [45], владельцам государст­венных земель не разрешено продавать их субстанции из-за рас­пространения на них статуса вакфа (стр. 255). Как уже говори­лось в данной статье, одной из категорий государственной земли, по ал-Маварди, была земля, покинутая ее прежними владельцами. За новыми владельцами этой земли ал-Маварди не признает права ее продажи и права заклада. Но «им разрешено продавать то, что они вновь сажали из фини­ковых пальм или [фруктовых] деревьев». Таким образом, субстан-

Таким образом, согласно ал-Маварди, при пожаловании госу­дарственных земель между государством и частным лицом возни­кают правоотношения собственника и держателя: первое сохраня­ет право собственности на пожалованную землю исключительно за собой, предоставляя второму лишь право пользования чужой для частного лица вещью.

Пожалования из этого земельного фонда подтверждают и авто­ры ранних работ: Абу Йусуф, Иахйа ибн Адам, Кудама ибн Джа-фар, ал-Балазури.

Хасан ибн Салих, один из ранних законоведов, признает при­надлежность савафи всем мусульманам. По его утверждению, имам может, если он этого пожелает, заселить их теми, кто их обработа­ет и будет платить с них определенную сумму в казну мусульман, а разницу возьмет себе, захочет — имам может нести расходы на них за счет казны мусульман и сдать в аренду (наймитам), кото­рые обработают их, а доход с них будет принадлежать мусульма­нам, захочет — он может пожаловать тем из мусульман, коих он считает полезными [50, стр. 8].

По свидетельству источников, государственный земельный фонд — савафи существовал не только на территории Ирака, но и на территории других завоеванных арабами стран, в частности Сирии.

Согласно Ибн Асакиру {43], арабы в Сирии владели землями, до арабского завоевания принадлежавшими византийскими патри­циям, входе завоевания или сбежавшим из страны, или погибшим в сражениях с арабскими войсками (стр. 61).

О правовом полномочии лиц, получивших землю от государства, Абу Йусуф пишет: «Все, что пожаловали праведные правители из земли Савада, земли арабов и ал-Джибала из тех категорий, о которых мы говорили, что имам имеет право пожаловать их, не может быть отнято и лишено владельца халифами, пришедшими [к власти] после них, у того, кто им владеет в результате наследова ния или покупки (у его прежнего владельца — Л. Н.)» [51, стр. 60].

Оглавление

01

02

01

02