История Арабских стран
ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В ХАЛИФАТЕ В VII—VIII вв.
Ал-Хаджжадж понял настоящую причину.
Сообщения ал-Хатиба ал-Багдади об отчуждаемости земли, завоеванной посредством оружия, подтверждает и историк ал-Балазури. По его словам, на территории того же Ирака, в местности ал-Фурата, «были земли, ради сохранения которых собственники их приняли ислам, когда туда вступили мусульмане, и были земли, которые посредством дарения и другими путями перешли из рук их собственников в руки мусульман по причинам мулка. Таким образом, они стали землями ушра, в то время как до этого они были землями хараджа» [34, стр. 367].
Хотя это свидетельство важно во многих отношениях, но в данный момент для нас оно — одно из доказательств распространения практики распоряжения завоеванными посредством оружия землями их владельцами до реформ наместника Ирака ал-Хаджжаджа, проведенных им в 700 г.
Земли ал-Фурата в результате различных гражданских санкционированных законом сделок стали принадлежать новым собственникам — мусульманам, а потому из категории хараджа перешли в категорию ушра. Это именно те формы сделок, по отношению к которым государственная власть, имея на это право, не могла быть безразлична, ибо они били по ее самым чувствительным статьям дохода. Тем не менее при отчуждении земель государство не чинит никаких преград бывшим владельцам, немусульманам, так как эти земли, по утверждению ал-Балазури, были их мулком. Значит, они имели право распоряжаться ими по собственному усмотрению и в собственной власти, так же как и владельцы упомянутых рядом с ними земель ушра, принадлежность которых к мул-кам не оспаривают ни средневековые законоведы, ни современные историки-востоковеды.
В наместничестве ал-Хаджжаджа во взаимоотношениях между государством и новыми собственниками земли ал-Фурата происходят сдвиги. Как пишет ал-Балазури, ал-Хаджжадж перевел земли ал-Фурата в категорию хараджа [34, стр. 67],
Согласно приведенному нами сообщению из [50], государство не претендовало на это право и на территории Ирака, земли которого, с точки зрения некоторых законоведов, в качестве фая принадлежали исключительно государству, а поэтому были изъяты из гражданского оборота.
Не оспаривая права владения, распоряжения и пользования завоеванными посредством оружия землями у частных лиц, государство, по свидетельству источников, отстаивало право взимания поземельного налога — хараджа.
Ал-Хаджжадж, для того чтобы спасти доходы государства з результате приобретения хараджной земли мусульманами-арабами, требует с последних в качестве поземельного налога харадж.
По сообщению ал-Балазури, Умар ибн Абд ал-Азиз, восстановив существующую до наместничества ал-Хаджжаджа систему обложения, перевел эти земли >в земли ушра.
Перевод перешедших в руки мусульман земель хараджа в категорию земель ушра в годы правления халифа Умара II