История Арабских стран
ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В ХАЛИФАТЕ В VII—VIII вв.
Однако именно по нормам этого мусульманского права при' всех гражданских сделках, в результате которых земля переходила от одного владельца к другому, необходимо было доказательство права собственности на отчуждаемую землю [53, т. II, стр. 9, 326]. Так, если возьмем один из конкретных актов распоряжения имуществом — продажу, а, по признанию самого У. М. Ахмеджанова, ее объектом были и мулки, то именно по мусульманскому праву цель этой сделки заключается в переходе права собственности от продавца к покупателю, если этот последний и не пользовался непосредственно купленным имуществом [там же]...
Так характеризует юридический акт купли-продажи, его правовой результат не одно мусульманское право. В литературе по советскому гражданскому праву куплю-продажу определяют как договор, в силу которого одна сторона (продавец) обязуется передать имущество в собственность другой стороны (покупателя). Правовым результатом договора купли-продажи юристы считают переход права собственности от продавца к покупателю [11, стр. 67—68; 30, стр. 7, 9; 31, стр. 161].
Естественно, что государство, если оно себя считало и не только считало, но и было реальным собственником имущества, в том числе и земли, оно не признавало и не только не признавало, но и не допускало факта распоряжения этим.имуществом несобственником.
Как известно, по мнению историков и историков права, государственная собственность на землю существовала и на территории древнего Востока, в частности древнего Вавилона [23, стр. 48; 14, стр. 68]. В силу этого пожалованная частным лицам — воинам и чиновникам государственная земля была изъята из гражданского оборота. Ее нельзя было ни продать, .ни купить, ни употребить на выкуп из плена [32, стр. 109]. Статья 37 закона Хаммурапи в переводе И. М. Дьяконова гласит; «Если человек купит поле, сад или дом редухма, баирума или приносящего доход, то его табличку дол--жно разбить 31, а также он теряет свое серебро. Поле, сад и дом возвращаются их хозяину» [16, стр. 232].
Мы можем привести и близкий по времени пример Руси. Как в дореволюционной, так и в послереволюционной, государственной собственностью и мулковой земли, которую они, характеризуя как частную собственность, отделяют от государственной собственности именно по признаку принадлежности ее владельцу права распоряжения, в частности права ее продажи и наследования.
По определению У. М. Ахмеджанова, государственными землями были земли, которые стали собственностью исламского государства в результате завоевания [4, стр. 32]. Земли, «которые стали собственностью государства в результате завоевания страны мусульманами», считают государственными землями, по его утверждению, и мусульманские законоведы [4, стр. 33]. Как известно, такую же дефиницию государственным землям дает И. П. Пе-трушевский [25, стр. 235], но у У. М. Ахмеджанова при этом названы категории государственной земли. Таковыми были: «земли и недвижимости, византийской императорской фамилии и византийского государства, земли и недвижимости династии Сасанидов (Иран) и иранского государства, а также земли тех землевладельцев, которые были убиты на войне. В мусульманской юридической литературе их именуют специальным термином „амляк". Эти земли государством непосредственно не обрабатывались, а предоставлялись крестьянам в наследственное владение без права отчуждения,