История Арабских стран

ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В ХАЛИФАТЕ В   VII—VIII вв.

Однако именно по нормам этого мусульманского права при' всех гражданских сделках, в результате которых земля переходила от одного владельца к другому, необходимо было доказательство права собственности на отчуждаемую землю [53, т. II, стр. 9, 326]. Так, если возьмем один из конкретных актов распоряжения иму­ществом — продажу, а, по признанию самого У. М. Ахмеджанова, ее объектом были и мулки, то именно по мусульманскому праву цель этой сделки заключается в переходе права собственности от продавца к покупателю, если этот последний и не пользовался не­посредственно купленным имуществом [там же]...

Так характеризует юридический акт купли-продажи, его право­вой результат не одно мусульманское право. В литературе по со­ветскому гражданскому праву куплю-продажу определяют как до­говор, в силу которого одна сторона (продавец) обязуется пере­дать имущество в собственность другой стороны (покупателя). Правовым результатом договора купли-продажи юристы считают переход права собственности от продавца к покупателю [11, стр. 67—68; 30, стр. 7, 9; 31, стр. 161].

 Естественно, что государство, если оно себя считало и не толь­ко считало, но и было реальным собственником имущества, в том числе и земли, оно не признавало и не только не признавало, но и не допускало факта распоряжения этим.имуществом несобствен­ником.

Как известно, по мнению историков и историков права, государ­ственная собственность на землю существовала и на территории древнего Востока, в частности древнего Вавилона [23, стр. 48; 14, стр. 68]. В силу этого пожалованная частным лицам — воинам и чиновникам государственная земля была изъята из гражданского оборота. Ее нельзя было ни продать, .ни купить, ни употребить на выкуп из плена [32, стр. 109]. Статья 37 закона Хаммурапи в пере­воде И. М. Дьяконова гласит; «Если человек купит поле, сад или дом редухма, баирума или приносящего доход, то его табличку дол--жно разбить 31, а также он теряет свое серебро. Поле, сад и дом возвращаются их хозяину» [16, стр. 232].

Мы можем привести и близкий по времени пример Руси. Как в дореволюционной, так и в послереволюционной, государственной собственностью и мулковой земли, которую они, характеризуя как частную собственность, отделяют от государст­венной собственности именно по признаку принадлежности ее вла­дельцу права распоряжения, в частности права ее продажи и на­следования.

По определению У. М. Ахмеджанова, государственными земля­ми были земли, которые стали собственностью исламского госу­дарства в результате завоевания [4, стр. 32]. Земли, «которые ста­ли собственностью государства в результате завоевания страны мусульманами», считают государственными землями, по его ут­верждению, и мусульманские законоведы [4, стр. 33]. Как извест­но, такую же дефиницию государственным землям дает И. П. Пе-трушевский [25, стр. 235], но у У. М. Ахмеджанова при этом названы категории государственной земли. Таковыми были: «земли и не­движимости, византийской императорской фамилии и византийско­го государства, земли и недвижимости династии Сасанидов (Иран) и иранского государства, а также земли тех землевладельцев, которые были убиты на войне. В мусульманской юридической ли­тературе их именуют специальным термином „амляк". Эти земли государством непосредственно не обрабатывались, а предоставля­лись крестьянам в наследственное владение без права отчуждения,

Оглавление

01

02

01

02