История Арабских стран

ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В ХАЛИФАТЕ В   VII—VIII вв.

в. Франсуа Бернье» [15, стр. 4]. Этот последний, по мнению И. Джалилова, «не аргументирует глубоко высказывае­мую точку зрения, а проводит ее, так сказать, попутно, походя» [там же]. По мнению И. Джалилова, следует учесть и то, что в середине прошлого века «сама западноевропейская ориенталисти­ка, особенно те ее отрасли, которые имели непосредственным объ­ектом изучения так называемый мусульманский Восток, только зарождалась, ограничиваясь зачастую ввиду слабой фактической базы лишь гипотезами по ряду важнейших вопросов, которые устранялись в ходе дальнейшего развития науки» [там же].

Часть историков, говоря о существовании в странах ислама как государственной земельной собственности, так и частной, не видят необходимости отрицать высказывание К. Маркса (приведенное выше) для доказательства этого положения.

И. П. Петрушевский, опираясь на положение К. Маркса, пишет: «Из сказанного вытекает, что не обязательно, чтобы носителем феодальной собственности на землю и воду был непосредственно отдельный феодал. Таким собственником в определенные периоды, особенно в раннефеодальном обществе, каким и было общество ха­лифата VIIIX вв., может быть и государство, управляемое феодалами» [25, стр. 236]. Таким образом, И. П. Петрушевский для определенных обществ и периодов (в частности, для общества ха­лифата VIIIX вв.) допускает существование государственной соб­ственности на землю, понимаемой им в смысле приведенного поло­жения К. Маркса. Но помимо государственной собственности, по его мнению, на территории халифата той же эпохи существовала и частная земельная собственность — мулк [25, стр. 251—252; 26, стр. 160—161], хотя государственная земельная собственность бы­ла преобладающей и основной категорией земель [26, стр. 160; 25, стр. 236].

По утверждению А. Ю. Якубовского, на территории Ирана VII— первой половины VIII в., а также большинства других стран Ближнего Востока государственная собственность на землю была преобладающим видом феодальной земельной собственности, но «помимо государственной существовала и частная феодальная соб­ственность на землю (мульк)» [28, стр. 93].

Итак, по мнению этих авторов, на территории раннего халифата сосуществовали две формы собственности на землю: государствен­ная и частная.

При таком положении, естественно, возникает вопрос: какая земля была объектом государственной собственности и какая — объектом частной собственности? Ответ на этот вопрос требует сначала ответа на другой вопрос: какова юридическая природа этих двух обособленных форм земельной собственности, в чем со­стоит особенность каждой из них?

И. П. Петрушевский и У. М. Ахмеджанов считают, что «госу­дарственными землями были земли, которые стали собственностью исламского государства в результате завоевания страны мусульма­нами» [25, стр. 235; 4, стр. 32].

Оглавление

01

02

01

02