История Арабских стран
ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В ХАЛИФАТЕ В VII—VIII вв.
в. Франсуа Бернье» [15, стр. 4]. Этот последний, по мнению И. Джалилова, «не аргументирует глубоко высказываемую точку зрения, а проводит ее, так сказать, попутно, походя» [там же]. По мнению И. Джалилова, следует учесть и то, что в середине прошлого века «сама западноевропейская ориенталистика, особенно те ее отрасли, которые имели непосредственным объектом изучения так называемый мусульманский Восток, только зарождалась, ограничиваясь зачастую ввиду слабой фактической базы лишь гипотезами по ряду важнейших вопросов, которые устранялись в ходе дальнейшего развития науки» [там же].
Часть историков, говоря о существовании в странах ислама как государственной земельной собственности, так и частной, не видят необходимости отрицать высказывание К. Маркса (приведенное выше) для доказательства этого положения.
И. П. Петрушевский, опираясь на положение К. Маркса, пишет: «Из сказанного вытекает, что не обязательно, чтобы носителем феодальной собственности на землю и воду был непосредственно отдельный феодал. Таким собственником в определенные периоды, особенно в раннефеодальном обществе, каким и было общество халифата VII—IX вв., может быть и государство, управляемое феодалами» [25, стр. 236]. Таким образом, И. П. Петрушевский для определенных обществ и периодов (в частности, для общества халифата VII—IX вв.) допускает существование государственной собственности на землю, понимаемой им в смысле приведенного положения К. Маркса. Но помимо государственной собственности, по его мнению, на территории халифата той же эпохи существовала и частная земельная собственность — мулк [25, стр. 251—252; 26, стр. 160—161], хотя государственная земельная собственность была преобладающей и основной категорией земель [26, стр. 160; 25, стр. 236].
По утверждению А. Ю. Якубовского, на территории Ирана VII— первой половины VIII в., а также большинства других стран Ближнего Востока государственная собственность на землю была преобладающим видом феодальной земельной собственности, но «помимо государственной существовала и частная феодальная собственность на землю (мульк)» [28, стр. 93].
Итак, по мнению этих авторов, на территории раннего халифата сосуществовали две формы собственности на землю: государственная и частная.
При таком положении, естественно, возникает вопрос: какая земля была объектом государственной собственности и какая — объектом частной собственности? Ответ на этот вопрос требует сначала ответа на другой вопрос: какова юридическая природа этих двух обособленных форм земельной собственности, в чем состоит особенность каждой из них?
И. П. Петрушевский и У. М. Ахмеджанов считают, что «государственными землями были земли, которые стали собственностью исламского государства в результате завоевания страны мусульманами» [25, стр. 235; 4, стр. 32].