История Арабских стран
ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В ХАЛИФАТЕ В VII—VIII вв.
; владельцам их «не дозволено продавать субстанцию этих земель из-за распространения на них статуса вакфа» (стр. 255). Земли, владельцы которых при заключении договора отказались от собственности,— также «вакф мусульман подобно землям, брошенным их владельцами. Харадж, налагаемый на них, представляет арендную плату, которая сохраняется и при принятии их владельцами ислама. Не дозволено им продавать субстанцию этих земель; они сохраняют преимущественное право на них, пока они соблюдают договор. Независимо от того, останутся ли они неверующими или примут ислам, у них нельзя отобрать эти земли, так же как нельзя отобрать арендованные земли у арендаторов» (стр. 255).
Концепцию государственной собственности на определенную часть земли развивали и предшественники ал-Маварди — законоведы VIII в.
Так, по сообщению Ибн Абд ал-Хакама, Малик ибн Анас (ум. 795), основоположник юридической школы маликитов, говорил: то, что владельцы завоеванной на основе договора земли «продают из своих земель, это им разрешено, а владельцы земли, завоеванной посредством оружия,— анватан не могут продать ее, и никто ее у них не покупает». Относительно собственников завоеванной на основе договора земли Малик ибн Анас пишет, что «это — народ, который противился [завоеванию] и удерживал свою землю до тех пор, пока не заключил договора относительно этой земли. На них лежит только то, что предусмотрено договором, и я не считаю возможным увеличивать это, с них взимают только то, что наложил на них Умар ибн ал-Хаттаб». В противоположность им, владельцы завоеванной посредством оружия земли «были побеждены в сражении (с арабами.— Л. Н.) за свою землю, и она стала фаем мусульман» [40, стр. 155].
Значит, завоеванная посредством оружия и изъятая из гражданского оборота земля у Малика ибн Анаса фигурирует в качестве фая.
Какому виду земельной собственности по классификации ал-Маварди соответствует земля, упомянутая у Малика ибн Анаса и у ряда других законоведов VIII в. 17 под термином «фай»?
Ал-Маварди, приводя точки зрения трех основоположников юридических школ: Абу Ханифа, аш-Шафии и Малика ибн Анаса, пишет, что последний считал завоеванную посредством оружия землю вакфом мусульман [45, стр. 254].
Таким образом, термин «фай» по своему значению совпадает с «вакфом» ал-Маварди, употребленным им для обозначения государственной собственности. Действительно, по утверждению зарубежного востоковеда Иейнболла, не только Малик ибн Анас, но и вся школа маликитов рассматривала завоеванную посредством оружия землю «в качестве собственности всех мусульман, т. е. в качестве фая» [38, стр. 121].
В значении государственной собственности, или собственности