История Арабских стран
ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В ХАЛИФАТЕ В VII—VIII вв.
подтверждает и автор «Истории Дамаска» Ибн Асакир, но сообщения его важны и в других отношениях.
Европейская наука познакомилась с данными Ибн Асакира благодаря работе А. Кремера [43].
В. В. Бартольд, говоря о значении данных Ибн Асакира для науки, пишет: «Долгое время европейских ученых вводил в заблуждение закон Омара I, извлеченный Кремером из „Истории Дамаска" Ибн Асакира. Омар I будто бы запретил арабам приобретать в покоренных областях недвижимую собственность» [5, стр. 523].
Однако Ю. Вельхаузен [48], автор лучшего в европейской востоковедной литературе труда по истории Омейядов, по словам В. В. Бартольда, вполне основательно доказал, что приобретать земельную собственность арабам никогда не запрещалось [5, стр. 523].
В связи с этим отметим, что для истории значим не всякий закон, а закон с реальной исполнительной силой, закон, идущий в ногу с объективным развитием общества. Поэтому дело не столько в том, существовал ли закон, запрещающий арабам-мусульманам приобретение земельной собственности в покоренных ими странах, сколько в том, соблюдался ли этот закон, соответствовал ли он реальным отношениям; иначе он не имеет смысла для историка и истории.
Согласно приведенному сообщению, все сделки по отчуждению земли, изъятой законом 100/718-19 г. из гражданского оборота, были признаны аббасидским халифом по тем же причинам, по каким все сделки того же характера до указанного года были признаны омейядским халифом.
Исходя из данных рассматриваемых источников, мы, очевидно, должны прийти к выводу о том, что земли хараджа не были изъяты из гражданского оборота. Владельцы их располагали правомочиями, характерными и достаточными, с точки зрения И. П. Петрушевского, А. Ю. Якубовского, Б. Н. Заходера и других историков-востоковедов, для владельца частной земельной собственности — мулка.
Однако этот широкий объем правомочий владельца хараджной земли — зиммья, равный- объему правомочий владельца ушурной земли, по мнению А. Н. Поляка [46], одного из зарубежных востоковедов, был временным и преходящим (стр. 57).
Анализируя аграрную политику халифата в период арабских завоеваний, А. Н. Поляк справедливо утверждает, что халиф Умар I лишил завоевателей права раздела земли, а тем самым права раздела и крестьян (улудж). Но последних А. Н. Поляк, как и ал-Маварди, считает наследственными арендаторами, работавшими на завоеванных землях, оставленных халифом за государством, а поэтому не имеющими права продажи земли (стр. 57).