История Арабских стран
ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В ХАЛИФАТЕ В VII—VIII вв.
Усматривая в указанном положении явное противоречие с данными Абу Иусуфа, как известно, считающего хараджную землю (под этим термином А. Н. Поляк подразумевает землю, завоеванную посредством оружия) мулком населения завоеванных стран, Поляк предпринимает попытку объяснить это противоречие.
По его утверждению, юридическое равноправие крестьян неарабского происхождения с арабами было одним из главных требований революционных сект раннего халифата. Совершив «революцию» благодаря поддержке этих крестьян, Аббасиды, естественно, вознаградили их чем-то существенным (стр. 58). Под последним А. Н. Поляк и подразумевает тот широкий объем юридических правомочий, который Абу Йусуф признает за владельцами хараджной земли или земли, завоеванной посредством оружия. Однако крестьянство, по его словам, постепенно было возвращено к первоначальному положению. Ал-Маварди, все еще называвший держателя хараджной земли «рабб ал-ард» или даже «малик» (буквально — «собственник земли»), признает за ним только право наследственного арендатора, лишенного права продажи и заклада обрабатываемой им земли, которая была государственной собственностью — вакфом (стр. 58).
Таким образом, неувязку у ал-Маварди между термином «малик» (а также равнозначным с ним «рабб ал-ард») и признаваемым им за «собственником земли» объемом правомочий на землю А. Н. Поляк трактует в пользу своего мнения. Но, очевидно, эту неувязку с таким же правом, если не с большим, можно толковать и в пользу противоположного мнения. Ал-Маварди приписал черты .арендатора непосредственному производителю, не лишенному права собственности на свою землю после арабского завоевания, но :не наделенному им благодаря успеху «аббасидской революции». Разьве тот факт, что начиная уже с 751 г. (через год после прихода к власти новой династии) халифат Аббасидов захлестывали волны народных восстаний, в которых первенствующая роль принадлежала именно крестьянам неарабского происхождения, не говорит против предположения А. Н. Поляка, согласно которому благодарная «аббасидская революция» вознаградила этих крестьян широким объемом правомочий?
В истории феодальных стран, в том числе и халифата, много примеров, говорящих именно о том, что «революция», подобная аббасидской, не могла дать и не давала крестьянским массам отмеченного источниками широкого объема правомочий на землю, признаваемого ими за этими крестьянами и до «аббасидской революции». Что касается участия крестьян неарабского происхождения в «аббасидской революции» против Омейядов, то причины этого лежат в ущемлении интересов этих крестьян не как земельных .собственников, а как налогоплательщиков.
Таким образом, А. Н. Поляк не смог выйти из противоречия, возникающего в результате признания за государством права собственности на хараджную землю уже со времен арабских завоеваний и того широкого объема правомочий, который источники признают за владельцами этой земли.