История Арабских стран

ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В ХАЛИФАТЕ В   VII—VIII вв.

По сообщению ат-Табари, каждый из двух общественных клас­сов на территории завоеванного Ирака — феллахи и дехкане по отношению к государству-завоевателю нес определенный круг обязательств: во-первых завоеватели возложили ремонт и строи­тельство дорог, мостов, вспашку и джизью по их платежеспособно­сти  во-вторых — джизью и обработку земли  [47, т. I, стр. 2470].

Таким образом, завоеватели взимали налог с иракских кресть­ян по их платежеспособности. Что это значит и каков круг отли­чительных черт упомянутого налога от фиксированного, мы уже знаем из разговора Му'аза ибн Джабалы с главнокомандующим арабскими войсками в Сирии Абу Убайда ибн ал-Джаррахом.

Для нас главная отличительная черта этого налога состоит в том, что в противоположность фиксированному ставки налога по платежеспособности и способ его взимания государство через сво­их чиновников меняло по собственному усмотрению [51, стр. 40; 34, стр. 158].

По сообщению ат-Табари, завоеватели достигли увеличения сте­пени эксплуатации завоеванного населения не только посредством обложения  необработанной земли,  освобожденной  от налога  при Сасанидах,   но   и   посредством   взимания   двух   кафизов   вместо одного кафиза при персах [47, т. I, стр. 962—963]. Таким образом, модификация  завоевателями  сасанидской  системы  обложения    в сторону увеличения ставки обложения признана как законоведом Абу Йусуфом, так и историком ат-Табари.    Но, по   утверждению первого, обмер территории Ирака арабы    произвели,    исходя    из нормы одного кафиза пшеницы или ячменя с одного джариба об­работанной и необработанной земли, в то время как, по утвержде­нию второго, завоеватели увеличили норму обложения    с одного кафиза до двух кафизов с джариба.

Д. Деннетт отмечает, что сведения    источников    относительно обложения земли Ирака противоречивы и по другим    вопросам. Согласно одним, арабы обложили землю, исходя из нормы одного кафиза и одного дирхема с одного джариба, независимо    от раз­личных видов произраставших на облагаемой земле культур [37, стр. 23; 34, стр. 269]. Согласно другим, они меняли норму обложе­ния в зависимости от видов культур. Так, с одного джариба земли под виноградником взимали 10 дирхемов, под сахарным тростни­ком —6, под пшеницей —4, под ячменем —2 дирхема [34, стр. 270]. Д. Деннетт совершенно прав, предполагая, что эти противоре­чия — результат того факта, что объекты и норма обложения за­воевателями менялись даже в период правления одного и того же халифа, например Умара I. По его мнению, «а первых порах арабы применяли нормы обложения земли под злаками: один кафиз и один дирхем с джариба независимо от произраставших на этой земле видов культур [34, стр. 270].

Иахйа ибн Адам пишет, что Мугира.ибн Шу'ба, будучи намест­ником Ирака, после первого обложения завоеванной земли, в 22/642-43 г. доносил халифу о том, что в стране кроме пшеницы и ячменя произрастают овощи, виноград, клевер, кунжут, а они свободны от обложения [37, стр. 23]. По мнению Д. Деннетта, при таком обложении крестьянство, чтобы избавиться от уплаты нало­гов, переходило к выращиванию этих культур, кстати более цен­ных, чем пшеница и ячмень. Поэтому государство при Умаре I ввело систему обложения единицы площади в зависимости от ви­дов выращиваемых культур [37, стр. 24—25].

Оглавление

01

02

01

02