История Арабских стран
ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В ХАЛИФАТЕ В VII—VIII вв.
По сообщению ат-Табари, каждый из двух общественных классов на территории завоеванного Ирака — феллахи и дехкане по отношению к государству-завоевателю нес определенный круг обязательств: во-первых завоеватели возложили ремонт и строительство дорог, мостов, вспашку и джизью по их платежеспособности во-вторых — джизью и обработку земли [47, т. I, стр. 2470].
Таким образом, завоеватели взимали налог с иракских крестьян по их платежеспособности. Что это значит и каков круг отличительных черт упомянутого налога от фиксированного, мы уже знаем из разговора Му'аза ибн Джабалы с главнокомандующим арабскими войсками в Сирии Абу Убайда ибн ал-Джаррахом.
Для нас главная отличительная черта этого налога состоит в том, что в противоположность фиксированному ставки налога по платежеспособности и способ его взимания государство через своих чиновников меняло по собственному усмотрению [51, стр. 40; 34, стр. 158].
По сообщению ат-Табари, завоеватели достигли увеличения степени эксплуатации завоеванного населения не только посредством обложения необработанной земли, освобожденной от налога при Сасанидах, но и посредством взимания двух кафизов вместо одного кафиза при персах [47, т. I, стр. 962—963]. Таким образом, модификация завоевателями сасанидской системы обложения в сторону увеличения ставки обложения признана как законоведом Абу Йусуфом, так и историком ат-Табари. Но, по утверждению первого, обмер территории Ирака арабы произвели, исходя из нормы одного кафиза пшеницы или ячменя с одного джариба обработанной и необработанной земли, в то время как, по утверждению второго, завоеватели увеличили норму обложения с одного кафиза до двух кафизов с джариба.
Д. Деннетт отмечает, что сведения источников относительно обложения земли Ирака противоречивы и по другим вопросам. Согласно одним, арабы обложили землю, исходя из нормы одного кафиза и одного дирхема с одного джариба, независимо от различных видов произраставших на облагаемой земле культур [37, стр. 23; 34, стр. 269]. Согласно другим, они меняли норму обложения в зависимости от видов культур. Так, с одного джариба земли под виноградником взимали 10 дирхемов, под сахарным тростником —6, под пшеницей —4, под ячменем —2 дирхема [34, стр. 270]. Д. Деннетт совершенно прав, предполагая, что эти противоречия — результат того факта, что объекты и норма обложения завоевателями менялись даже в период правления одного и того же халифа, например Умара I. По его мнению, «а первых порах арабы применяли нормы обложения земли под злаками: один кафиз и один дирхем с джариба независимо от произраставших на этой земле видов культур [34, стр. 270].
Иахйа ибн Адам пишет, что Мугира.ибн Шу'ба, будучи наместником Ирака, после первого обложения завоеванной земли, в 22/642-43 г. доносил халифу о том, что в стране кроме пшеницы и ячменя произрастают овощи, виноград, клевер, кунжут, а они свободны от обложения [37, стр. 23]. По мнению Д. Деннетта, при таком обложении крестьянство, чтобы избавиться от уплаты налогов, переходило к выращиванию этих культур, кстати более ценных, чем пшеница и ячмень. Поэтому государство при Умаре I ввело систему обложения единицы площади в зависимости от видов выращиваемых культур [37, стр. 24—25].