История Арабских стран

ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В ХАЛИФАТЕ В   VII—VIII вв.

В другом сообщении даны и пределы распространения принци­па неотчуждаемости земли Ирака: «Не одобряется  продажа земли  в том числе и в сторону ал-Джибала   (так    называли    арабы    Мидию. — Л. М, не считая землю бану салуба и землю Хира» [50, стр. 35]. Принцип неотчуждаемости земли Ирака эта группа источников возводит ко времени правления второго халифа,   йахйа ибн Адам сооощает: «Умар ибн ал-Хаттаб — да будет доволен им Аллах — сказал:    „Не   покупайте    какого-либо    недвижимого    имущества у народа зимма»   [50, стр. 38].       В Хадисе,   приписывае­мом одному из сподвижников первых халифов, участнику завоева­ния Азербайджана, Утба ибн Фуркаду, рассказывается: «Купил я Ш джарибов земли Савада на берегу Евфрата с целью посева кле­вера для моего скота. Об этом я сказал Умару, и он спросил меня - „Купил ли ты эту землю у ее собственников?». Я   от­ветил: „Да". Он сказал:   „Приходи ко мне".   Я пришел   к нему и он спросил [у присутствующих мусульман]:    „Люди, продали ли вы ему что-либо?" Они ответили: „Нет!" Тогда он сказал-    Ищи ' свои деньги там, где ты их положил"» [50, стр. 40].

О завоеванных, но оставленных прежним владельцам    земтях подооная точка зрения    приводится у Ибн    Асакира   (ум.  1176).

Халиф Умар и его сподвижники не одобряли покупку мусуль­манами земель [завоеванных стран] по той причине, что они были [приобретены] в результате победы над страной и над теми, кто сражался за нее против них (арабов-мусульман.— Л. Я.), и что жители были оставлены [во владе­нии их землями, так как] они до победы мусульман над ними по­слали делегацию к ним и правителям с просьбой о [предоставле­нии им] гарантии безопасности.

Говорили: они не одобряли покупку их земли полюбовно по той причине, что они были оставлены Умаром и его сподвижниками в качестве махбуса — неотчуждаемой собственности и считались средством ведения войны против еще не побежденных многобожни-ков» [43, стр. 60].

Таким образом, согласно приведенным нами источникам, за­воеванная, но оставленная прежним владельцам земля как госу­дарственная собственность была изъята из гражданского оборота и за ее владельцами не признавалось характерных для мулкового землевладения правомочий: купли-продажи земли, дарения и заве­щания.

Но подобную точку зрения относительно завоеванной посредст­вом ооужия земли разделяет только одна группа законоведов VIII в.

Другая группа законоведов той же эпохи придерживается иных взглядов. Так, Абу Иусуф (ум. 798), современник уже цитировав­шегося Малика ибн Анаса, пишет: «Земля, завоеванная имамом посредством оружия и разделенная между теми, кто ее завоевал, — это ему дозволено, если он считает, что так лучше, — относится к земле ушр, а если он не считает ее раздел целесообразным и пола­гает, что лучше утвердить ее в руках тех, кто ею владел [до араб­ского завоевания], как поступил Умар ибн ал-Хаттаб, — да будет доволен им Аллах, — в Саваде, то на это он имеет право».

Примечательно то, что в аспекте правового полномочия вла­дельца Абу Иусуф не делает различия между землями, рассмат­риваемыми завоеванными посредством оружия, и землями, вла­дельцы которых при завоевании приняли ислам. Вторая группа земель упомянута у И.

Оглавление

01

02

01

02