История Арабских стран
ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В ХАЛИФАТЕ В VII—VIII вв.
В другом сообщении даны и пределы распространения принципа неотчуждаемости земли Ирака: «Не одобряется продажа земли в том числе и в сторону ал-Джибала (так называли арабы Мидию. — Л. М, не считая землю бану салуба и землю Хира» [50, стр. 35]. Принцип неотчуждаемости земли Ирака эта группа источников возводит ко времени правления второго халифа, йахйа ибн Адам сооощает: «Умар ибн ал-Хаттаб — да будет доволен им Аллах — сказал: „Не покупайте какого-либо недвижимого имущества у народа зимма» [50, стр. 38]. В Хадисе, приписываемом одному из сподвижников первых халифов, участнику завоевания Азербайджана, Утба ибн Фуркаду, рассказывается: «Купил я Ш джарибов земли Савада на берегу Евфрата с целью посева клевера для моего скота. Об этом я сказал Умару, и он спросил меня - „Купил ли ты эту землю у ее собственников?». Я ответил: „Да". Он сказал: „Приходи ко мне". Я пришел к нему и он спросил [у присутствующих мусульман]: „Люди, продали ли вы ему что-либо?" Они ответили: „Нет!" Тогда он сказал- Ищи ' свои деньги там, где ты их положил"» [50, стр. 40].
О завоеванных, но оставленных прежним владельцам земтях подооная точка зрения приводится у Ибн Асакира (ум. 1176).
Халиф Умар и его сподвижники не одобряли покупку мусульманами земель [завоеванных стран] по той причине, что они были [приобретены] в результате победы над страной и над теми, кто сражался за нее против них (арабов-мусульман.— Л. Я.), и что жители были оставлены [во владении их землями, так как] они до победы мусульман над ними послали делегацию к ним и правителям с просьбой о [предоставлении им] гарантии безопасности.
Говорили: они не одобряли покупку их земли полюбовно по той причине, что они были оставлены Умаром и его сподвижниками в качестве махбуса — неотчуждаемой собственности и считались средством ведения войны против еще не побежденных многобожни-ков» [43, стр. 60].
Таким образом, согласно приведенным нами источникам, завоеванная, но оставленная прежним владельцам земля как государственная собственность была изъята из гражданского оборота и за ее владельцами не признавалось характерных для мулкового землевладения правомочий: купли-продажи земли, дарения и завещания.
Но подобную точку зрения относительно завоеванной посредством ооужия земли разделяет только одна группа законоведов VIII в.
Другая группа законоведов той же эпохи придерживается иных взглядов. Так, Абу Иусуф (ум. 798), современник уже цитировавшегося Малика ибн Анаса, пишет: «Земля, завоеванная имамом посредством оружия и разделенная между теми, кто ее завоевал, — это ему дозволено, если он считает, что так лучше, — относится к земле ушр, а если он не считает ее раздел целесообразным и полагает, что лучше утвердить ее в руках тех, кто ею владел [до арабского завоевания], как поступил Умар ибн ал-Хаттаб, — да будет доволен им Аллах, — в Саваде, то на это он имеет право».
Примечательно то, что в аспекте правового полномочия владельца Абу Иусуф не делает различия между землями, рассматриваемыми завоеванными посредством оружия, и землями, владельцы которых при завоевании приняли ислам. Вторая группа земель упомянута у И.