История Арабских стран
ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В ХАЛИФАТЕ В VII—VIII вв.
за что государство взыскивало с них поземельную подать — ха-радж. В эту же категорию входили земли „манат" — мертвые, необработанные, которые государство в силу договора (купли-продажи) уступало частным лицам с правом отчуждения (курсив мой — Л. Я.)» [4, стр. 33].
Если под государственными землями У. М. Ахмеджанов подразумевает только перечисленные категории, то это, во-первых, противоречит мнению мусульманских законоведов, по утверждению которых государственными были кроме перечисленных У. М. Ахмед-жановым категорий- и земли, завоеванные посредством оружия. Во-вторых, это противоречит мнению самого У. М. Ахмеджанова. С одной стороны, он признает факт преобладания в халифате государственных земель над частными, с другой — к государственным землям относит категории, которые составляли лишь незначительную часть хараджных земель, относимых некоторыми законоведами к фаю — государственной собственности.
Но положим, что государственная собственность ограничена перечисленными категориями земли. Купля-продажа или какая-либо другая форма отчуждения мулковой земли, согласно У. М. Ахмеджанову, не дает основания отрицать верховную государственную собственность на эту землю, понимаемую им в духе цитированного им положения К. Маркса. Если это так, то почему же государство, по утверждению У. М. Ахмеджанова, передавая крестьянам действительно ему принадлежавшую землю из перечисленных им категорий на правах владения, не признавало за ними право ее отчуждения, а когда оно продавало мертвую землю частным лицам, следовательно, по нормам мусульманского права
Однако мулк не исчезает в странах ислама и на поздних этапах: схему существовавших на территории Турции XVI в. четырех категорий земли, возглавляемых государственными землями, у В. Н. Габашвили замыкают мулки (стр. 184).
Но эти мулки резко отличны от мулков времен халифата. По его утверждению, с официальной точки зрения весь земельный фонд Турции рассматриваемого времени состоял из государственной и вакуфной земли, а мулк подразумевал не собственность на землю, а право собственности на то, что было на поверхности земли: дом, хозяйственные постройки, сад, огород, ниву (стр. 184— 185).
Согласно В. Н. Габашвили, крестьянин в той же Турции свободно продавал и отчуждал мулк, но «мулком считалась не сама земля, которая была собственностью мири или вакфа, а сад, виноградник, плоды всякого насаждения» (стр. 217).
Такой порядок, со слов автора, на среднеазиатской территории назывался «сукнийат». Последний, по утверждению П. П. Иванова, включал «не только тот или иной материальный объект, но и право на пользование землей, без которой данный объект не имеет ценности» [18, стр. 33; 9, стр. 217].
В задачу данной статьи не входит вопрос о том, адекватна ли такая концепция реальным отношениям в упомянутых странах или она — плод мусульманской юридической казуистики. Но в рамках рассматриваемой нами эпохи на территории халифата она не существовала даже в теории: акт купли-продажи земли ранние арабские источники понимают в смысле перехода к покупателю не права пользования,