История Арабских стран
ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В ХАЛИФАТЕ В VII—VIII вв.
С какой из перечисленных нами форм землевладения по своим налоговым и юридическим признакам такая земля обнаруживает сходство?
Для ответа на поставленный вопрос сопоставим объем правомочий ее владельца с объемом правомочий владельца завоеванной на основе договора земли, признанной частной собственностью даже защитниками государственной собственности на землю. Та и другая принадлежат жителям завоеванных арабами стран, не принявшим ислам, но владельца земли, завоеванной посредством оружия, сторонники государственной собственности считают арендатором, а владельца земли, завоеванной на основе договора,— собственником земли.
С налоговым статусом второй формы мы знакомы: взимаемый с нее в пользу государства налог не подлежит увеличению; им обложена собственно не земля, а личность, по источникам — голова, шея налогоплательщика.
С налоговым статусом земли, завоеванной посредством оружия, мы не знакомы, а потому переходим к его рассмотрению.
В качестве примера мы возьмем тот же Ирак, всю территорию которого, не считая, как уже говорили, трех городов, источники VIII в. относят к территориям, завоеванным посредством оружия.
О положении Ирака на рубеже двух эпох — иранской и арабской— у Иахйи ибн Адама сказано: «Первоначально им владели набатейцы. Они были побеждены персами и обложены хараджем. Когда мусульмане победили персов, они оставили Савад и тех, кто из набатейцев и дехкан сражался с ними, в их первоначальном положении, наложив на головы мужчин джизью. Они измерили у них, что из земли было в их руках, и наложили на нее харадж» [50, стр. 6—7].
Согласно этому сообщению, подтверждаемому как законоведами, так и историками, жители Ирака, собственники земли, платили в пользу государства расчлененный налог: джизью — подушный налог и харадж — поземельный налог [51, стр. 36].
Востоковеды-арабисты до сих пор не пришли к единому мнению по вопросу, существовали ли на территории халифата поземельный налог — харадж и подушный — джизья уже со времен завоевания арабами соседних стран или они — результат последующего расчленения фиксированного налога-дани.
Сравнительно недавно Д. Деннетт пришел к выводу о том, что на территории Ирака, не считая упомянутых нами трех городов Хира, Баникийа и Уллайса, государство взимало расчлененный налог уже со времен завоевания его арабскими войсками [37, стр. 27—36, 41].
Для нашей темы, независимо от степени разрешенное указанной проблемы в масштабе всего халифата, важна другая сторона: факт обложения налогом земли Ирака и способа его взимания.