История Арабских стран
ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В ХАЛИФАТЕ В VII—VIII вв.
Попытка разрешения этого противоречия предпринята и советскими историками и историками права.
И. Джалилов, приняв концепцию И. П. Петрушевского о мул-ках «как безусловной недвижимой собственности, свободно передаваемой по наследству и отчуждаемой» [25, стр. 251], распространяет ее на ряд стран, в рассматриваемую нами эпоху входивших в состав халифата [15, стр. 5; 4, стр. 34].
У. М. Ахмеджанов усматривает в этом попытку отрицания положения К. Маркса об отсутствии частной собственности на землю в странах Востока.
Между тем известно, что сторонники существования института мулка в странах распространения ислама не отрицают положения К. Маркса применительно к основной массе земельного фонда в этих странах. Следовательно, предмет спора — только мулковая земля, изъятая ее защитниками из сферы государственной собственности как безусловная, свободно передаваемая по наследству и отчуждаемая частная собственность.
Но У. М. Ахмеджанов [4] утверждает, что купля-продажа «или, какая-либо другая форма отчуждения землевладения мулькнедаег основания отрицать права верховной государственной собственности на землю» (стр. 34). Это право верховной собственности государства У. М. Ахмеджанов понимает в духе приведенной им тут же цитаты из «Капитала» К. Маркса. По его мнению, государственная собственность на землю в странах Востока не опровергает того положения, что «существует частное владение и пользование землей, но это право владения и пользования не является правом собственности» (стр. 33).
Защищая верховную собственность государства на всю землю и допуская за частным лицом только право владения и пользования, но не право собственности, У. М. Ахмеджанов, естественно: рассматривает мулк не в качестве безусловного владения на правах собственности (как, по его словам, определяют мулк в литературе по мусульманскому праву), а в качестве безусловного недвижимого владения, свободно передаваемого по наследству и отчуждаемого, не связанного со службой государству (стр. 33).
Таким образом, в вопросах поземельной собственности У. М. Ахмеджанов примыкает к авторам, отрицающим (на основе формально правильно понимаемого ими положения К. Маркса) факт наличия частной земельной собственности в странах Востока и доказывающим господство полной государственной собственности на всю землю в этих странах.
Однако известно, что все, кто защищал концепцию государственной собственности на землю, начиная от законоведа VIII в. Малика ибн Анаса и кончая авторами-востоковедами XIX—XX вв., исходят из факта принадлежности права распоряжения землями государству, а не частным владельцам.
Как уже говорилось, по мнению У. М. Ахмеджанова, мулк в качестве владения, но не собственности определяется самим мусульманским правом.