История Арабских стран
ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В ХАЛИФАТЕ В VII—VIII вв.
Вопрос о государственной собственности на землю в халифате, а также в государствах, образованных в результате его распада, поставлен во многих работах советских историков и историков права. При трактовке государственной собственности на землю авторы этих работ неизменно исходят из известного положения К. Маркса: «Если не частные земельные собственники, а государство непосредственно противостоит непосредственным производителям, как это наблюдается в Азии, в качестве земельного собственника и вместе с тем суверена, то рента и налог совпадают, или, вернее, тогда не существует никакого налога, который был бы отличен от этой формы земельной ренты. При таких обстоятельствах отношение зависимости может иметь политически и экономически не более суровую форму, чем та, которая характеризует положение всех подданных по отношению к этому государству. Государство здесь — верховный собственник земли. Суверенитет здесь — земельная собственность, сконцентрированная в национальном масштабе. Но зато в этом случае не существует никакой частной земельной собственности, хотя существует как частное, так и общинное владение и пользование землей (курсив мой — Л. И.)»[1,стр. 354]!.
Однако в понимании этого положения упомянутые авторы не обнаруживают такого же единодушия, как при его цитировании.
Одни из них, исходя из его формально правильного толкования, доказывают, что для «Востока, как рабовладельческого, так и феодального, характерной особенностью является государственная собственность на землю» [14, стр. 68]. Считая государство абсолютным собственником земли, эти авторы признают за частными лицами не право собственности, а право владения и пользования [14, стр. 68, ИЗ].
Другая группа авторов считает, что в странах Востока наряду с государственной собственностью существовала и частная собственность на землю — мулк [2, стр. 93; 25, стр. 236—237, 251—252; 9, стр. 160].
Ввиду того что приведенная цитата К. Маркса не может быть истолкована в пользу такого мнения, В. Н. Габашвили, один из сторонников этой концепции, подкрепляет ее другой ссылкой на К. Маркса, который, как он утверждает, указывал на факт существования «частной земельной собственности в определенных местностях Индии» [9, стр. 159—160].
И. Джалилов для доказательства наличия частной земельной собственности в странах Востока прибегает к другому приему. Возражая К. Мирзаеву, одному из сторонников существования института государственной собственности на землю в странах ислама на основе приведенного выше положения К. Маркса и высказывания Ф. Энгельса, он пишет, что эти высказывания были сделаны «К. Марксом и Ф. Энгельсом не в результате специального исследования проблемы, а в ходе изучения книги французского путешественника XVII