История Арабских стран

ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В ХАЛИФАТЕ В   VII—VIII вв.

Аналогичную точку зрения о правовом положении обрабаты­вающих государственную землю крестьян-общинников высказал И. П. Петрушевский. По его мнению, государственная    собственность на землю соединялась с общинным и мелким частным, т. е. крестьянским парцеллярным, землепользованием, или, что то же самое, держанием [25, стр. 235]. Взимая налог-ренту, государство на таких землях выступало в качестве непосредственного эксплуа­татора крестьян, как входивших в состав сельских общин так и выделившихся из них [25, стр. 236].

     Следовательно, крестьянин-общинник, выступая в качестве дер­жателя,  не  располагал  на  обрабатываемую  им  землю    никаким правом частного собственника, в том числе правом ее отчуждения. И. Джалилов, один из сторонников концепции существования в странах ислама частной земельной собственности наряду с госу­дарственной —  амляками,  подтверждает эту точку зрения.    По его мнению, М. Н. Ростиславов в статье [29], ссылаясь на ряд поло­жении распространенного на среднеазиатской территории юриди­ческого трактата  «Шарх  ал-Фараид»,  «правильно    отмечал,    что главнейшая особенность амляковых земель состоит в их неотчуж­даемости» [15, стр.  13]. Исходя из этого, И. Джалилов полагает, что, «во-первых, ни одно частное лицо (за исключением правителя страны)  не имело права совершать гражданско-правовых сделок и договоров, связанных с окончательной или временной уступкой права собственности   на амляковые земли; во-вторых,   обрабаты­вающий ^такие земли по существу был не более как арендатором ьо   с той лишь разницей,  что аренда   эта,   в отличие   от   срочной аренды, являлась бессрочной, передающейся по наследству, от по­коления к поколению; в-третьих, имевшие место отдельные факты продажи этих земель   со стороны обрабатывающих   по существу есть не договор купли-продажи земли, связанный с переуступкой права собственности   на нее, а возмездная   уступка   принадлежа­щего им права на пользование.упомянутыми землями» [15, стр. 13]. На основе каких источников возникла концепция обособленного существования частной и государственной земельной собственности на территории раннего халифата  и трактовка  юридических  черт этих двух форм земельной собственности?

Приступая к анализу данных арабских источников по вопросам земельной собственности, отметим, что упомянутая концепция если не целиком, то в основном воспроизводит концепцию арабского законоведа первой половины XI в. ал-Маварди (ум. 1058), автора «Китаб ал-ахкам ас-султанийа».

      Ал-Маварди [45] относит к мулкам кроме земель ушра и земли хараджа, владельцы которых при завоевании их «сохранили собст­венность на них, не отказались от их субстанции  - и заключили о них договор [с мусульманами] на условии платить (в их пользу) харадж» (стр. 256).

         Какова  юридическая  природа  государственной  собственности? По ал-Маварди, земли, не разделенные между завоевателями, ста­ли «принадлежать казне как собственность всех    мусульман,    на субстанцию этого вида земли распространяется статус постоянного вакфа». Земли, покинутые их владельцами, — «вакф в пользу всех мусульман и обложены хараджем, который представляет постоян­ную арендную плату»16

Оглавление

01

02

01

02