История Арабских стран
ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В ХАЛИФАТЕ В VII—VIII вв.
Аналогичную точку зрения о правовом положении обрабатывающих государственную землю крестьян-общинников высказал И. П. Петрушевский. По его мнению, государственная собственность на землю соединялась с общинным и мелким частным, т. е. крестьянским парцеллярным, землепользованием, или, что то же самое, держанием [25, стр. 235]. Взимая налог-ренту, государство на таких землях выступало в качестве непосредственного эксплуататора крестьян, как входивших в состав сельских общин так и выделившихся из них [25, стр. 236].
Следовательно, крестьянин-общинник, выступая в качестве держателя, не располагал на обрабатываемую им землю никаким правом частного собственника, в том числе правом ее отчуждения. И. Джалилов, один из сторонников концепции существования в странах ислама частной земельной собственности наряду с государственной — амляками, подтверждает эту точку зрения. По его мнению, М. Н. Ростиславов в статье [29], ссылаясь на ряд положении распространенного на среднеазиатской территории юридического трактата «Шарх ал-Фараид», «правильно отмечал, что главнейшая особенность амляковых земель состоит в их неотчуждаемости» [15, стр. 13]. Исходя из этого, И. Джалилов полагает, что, «во-первых, ни одно частное лицо (за исключением правителя страны) не имело права совершать гражданско-правовых сделок и договоров, связанных с окончательной или временной уступкой права собственности на амляковые земли; во-вторых, обрабатывающий ^такие земли по существу был не более как арендатором ьо с той лишь разницей, что аренда эта, в отличие от срочной аренды, являлась бессрочной, передающейся по наследству, от поколения к поколению; в-третьих, имевшие место отдельные факты продажи этих земель со стороны обрабатывающих по существу есть не договор купли-продажи земли, связанный с переуступкой права собственности на нее, а возмездная уступка принадлежащего им права на пользование.упомянутыми землями» [15, стр. 13]. На основе каких источников возникла концепция обособленного существования частной и государственной земельной собственности на территории раннего халифата и трактовка юридических черт этих двух форм земельной собственности?
Приступая к анализу данных арабских источников по вопросам земельной собственности, отметим, что упомянутая концепция если не целиком, то в основном воспроизводит концепцию арабского законоведа первой половины XI в. ал-Маварди (ум. 1058), автора «Китаб ал-ахкам ас-султанийа».
Ал-Маварди [45] относит к мулкам кроме земель ушра и земли хараджа, владельцы которых при завоевании их «сохранили собственность на них, не отказались от их субстанции - и заключили о них договор [с мусульманами] на условии платить (в их пользу) харадж» (стр. 256).
Какова юридическая природа государственной собственности? По ал-Маварди, земли, не разделенные между завоевателями, стали «принадлежать казне как собственность всех мусульман, на субстанцию этого вида земли распространяется статус постоянного вакфа». Земли, покинутые их владельцами, — «вакф в пользу всех мусульман и обложены хараджем, который представляет постоянную арендную плату»16