История Арабских стран

ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В ХАЛИФАТЕ В   VII—VIII вв.

Для нас в данный момент важна не фактическая, а теоретиче­ская, юридическая сторона этого утверждения, согласно которому государство, если оно — единственный собственник основного сред­ства производства — земли, действует именно так, а если оно от­ступает от этого, все равно по каким причинам, то отступает в ущерб своему праву собственности на землю.

Однако, согласно источникам, между двумя категориями зем­ли: земли, завоеванной посредством оружия, и земли, завоеванной на основе договора, существует разница не только в полномочиях государства в вопросах их обложения.

У Ибн Абд ал-Хакама сказано, что «джизья двух видов: джи-зья с головы мужчин и джизья совокупная, которой были обложе­ны жители деревень и которая была с них взимаема. Тот, кто умирает из населения деревни, жители которой обязаны платить джизью совокупную на деревню, а не джизью с головы мужчин, земля его — кто умирает в этой деревне без потомства или наслед­ников — возвращается, по нашему мнению, его деревне в счет со­вокупной суммы наложенной (на деревню.— Л. Н.) джизьи, а зем­ля того, кто умирает без наследников, из тех, джизья которых с головы мужчин, принадлежит мусульманам» [40, стр. 154].

В приведенном сообщении последний вид джизьи — джизья с головы—платили жители завоеванных территорий наряду с харад-жем. Земля деревни, облагаемой этим видом джизьи, на языке за­коноведов VIII в. была завоевана посредством оружия.

Итак, право на выморочное имущество на территории раннего халифата принадлежало государству не на всю землю немусуль­ман, а на землю, рассматриваемую законоведами VIII в. как за­воеванную посредством оружия.

      Согласно ал-Маварди и Ибн Абд ал-Хакаму, земли, владельцы которых умерли, не оставив законных (по нормам мусульманского права) наследников, перехо­дили к государству (по выражению первого — к казне, второго — к мусульманам) как наследство всех мусульман, расходуемое в их интересах [45, стр. 336].

Переход завоеванной посредством оружия земли к государству по праву мертвой руки отмечает и историк Ибн Асакир в связи с пожалованиями со стороны государства арабской знати земель из категории хараджа.

Когда земельный фонд, служивший источником формирования частной земельной собственности арабской знати, в период прав­ления халифа Абд ал-Малика был исчерпан, а обстоятельства потребовали новых пожалований земельными уча­стками арабской знати в Сирии, халиф остановил свой взор «на земле из земель хараджа, владельцы которой умерли, не оставив потомства. Халиф пожаловал [арабской знати] эту землю, сни­мая    с    плательщиков    хараджа   ту   [долю]    хараджа,    которая была   [положена]   на   эту   землю.   Он   не  возлагал   ее   (долю. — Л. Н.) на кого-либо из населения деревень  (общины, в состав ко­торой входил умерший без наследника. — Л. Н.) и делал ее ушур-ной» [43, стр. 61].

Оглавление

01

02

01

02