История Арабских стран
ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В ХАЛИФАТЕ В VII—VIII вв.
Для нас в данный момент важна не фактическая, а теоретическая, юридическая сторона этого утверждения, согласно которому государство, если оно — единственный собственник основного средства производства — земли, действует именно так, а если оно отступает от этого, все равно по каким причинам, то отступает в ущерб своему праву собственности на землю.
Однако, согласно источникам, между двумя категориями земли: земли, завоеванной посредством оружия, и земли, завоеванной на основе договора, существует разница не только в полномочиях государства в вопросах их обложения.
У Ибн Абд ал-Хакама сказано, что «джизья двух видов: джи-зья с головы мужчин и джизья совокупная, которой были обложены жители деревень и которая была с них взимаема. Тот, кто умирает из населения деревни, жители которой обязаны платить джизью совокупную на деревню, а не джизью с головы мужчин, земля его — кто умирает в этой деревне без потомства или наследников — возвращается, по нашему мнению, его деревне в счет совокупной суммы наложенной (на деревню.— Л. Н.) джизьи, а земля того, кто умирает без наследников, из тех, джизья которых с головы мужчин, принадлежит мусульманам» [40, стр. 154].
В приведенном сообщении последний вид джизьи — джизья с головы—платили жители завоеванных территорий наряду с харад-жем. Земля деревни, облагаемой этим видом джизьи, на языке законоведов VIII в. была завоевана посредством оружия.
Итак, право на выморочное имущество на территории раннего халифата принадлежало государству не на всю землю немусульман, а на землю, рассматриваемую законоведами VIII в. как завоеванную посредством оружия.
Согласно ал-Маварди и Ибн Абд ал-Хакаму, земли, владельцы которых умерли, не оставив законных (по нормам мусульманского права) наследников, переходили к государству (по выражению первого — к казне, второго — к мусульманам) как наследство всех мусульман, расходуемое в их интересах [45, стр. 336].
Переход завоеванной посредством оружия земли к государству по праву мертвой руки отмечает и историк Ибн Асакир в связи с пожалованиями со стороны государства арабской знати земель из категории хараджа.
Когда земельный фонд, служивший источником формирования частной земельной собственности арабской знати, в период правления халифа Абд ал-Малика был исчерпан, а обстоятельства потребовали новых пожалований земельными участками арабской знати в Сирии, халиф остановил свой взор «на земле из земель хараджа, владельцы которой умерли, не оставив потомства. Халиф пожаловал [арабской знати] эту землю, снимая с плательщиков хараджа ту [долю] хараджа, которая была [положена] на эту землю. Он не возлагал ее (долю. — Л. Н.) на кого-либо из населения деревень (общины, в состав которой входил умерший без наследника. — Л. Н.) и делал ее ушур-ной» [43, стр. 61].