История Арабских стран
ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В ХАЛИФАТЕ В VII—VIII вв.
Государство меняло ставки налога по собственному усмотрению я в период правления халифа Али (656—661 гг.). Так, один из его чиновников рассказывает: «Али нбн Абу Талиб послал меня на территорию (Ирака.— Л. Н.), орошаемую Евфратом. Он (рассказчик.— Л. Н.) упомянул о рустаках и деревнях и назвал Нахр ал-Малик, Куса, Бухарасир, ар-Румакан, Нахр Джавбар, Нахр Дур-кйт и ал-Бихкубазат. Он приказал, чтобы я наложил на каждый джариб редко посеянной пшеницы 2/з дирхема, а на каждый джа-риб густо посеянной пшеницы 17г дирхема и 1 са зерна; на каждый джариб пшеницы среднего посева — дирхем, а с ячменя — половина (этих ставок. — Л. Я.)» [34, стр. 270].
Одно из веских доказательств права государства менять ставки и принципы обложения на территории, завоеванной посредством оружия, мы видим и в реформах, задуманных к концу правления халифа ал-Мансура (754—775 гг.) и проведенных в период правления халифа ал-Махди (775—785 гг.) на территории, как уверяют источники, всего Ирака, кроме Акабы Хулвана, в то время уже входившей в его состав [34, стр. 272].
В результате этих реформ государство взимало поземельный налог не с единицы площади, как прежде, а с урожая. На смену хараджу мисаха — поземельному налогу, взимаемому с единицы площади, пришел харадж мукасама — поземельный налог, взимаемый пропорционально урожаю (подробно об этом см.: [51, стр. 47—57]).
Таким образом, с точки зрения налогового статуса, налицо разница между владельцами земли, завоеванной на основе договора, и владельцами земли, завоеванной посредством оружия. Этот факт признает и Малик ибн Анас, сторонник принадлежности завоеванной посредством оружия земли государству, и Абу йусуф, сторонник принадлежности этой земли ее владельцу на правах мулка.
Но факт обложения завоеванной посредством оружия земли поземельным налогом, регулируемым и изменяемым по усмотрению государства, хотя и отличает ее от земли, признанной мул-ком даже у ал-Маварди, обложенным не подлежащим изменению налогом-данью, не делает эту землю полной собственностью государства. Если же это принять, тогда мы, вопреки показаниям источников и концепции современных востоковедов, не должны признавать права частной собственности на землю и за владельцами-мусульманами, ибо поземельный налог, уплачиваемый ими, также регулировало государство по своему усмотрению.
Известно, что земли в местности ал-Фурата после перехода в собственность мусульман в результате различных гражданских сделок с их прежними собственниками, платившими харадж до правления наместника Ирака ал-Хаджжаджа, были облагаемы налогом ушр. Ал-Хаджжадж ввел харадж, несмотря на то что собственники земли принадлежали к мусульманам [34, стр. 367]. И после ал-Хаджжаджа ставки поземельного налога с земель ал-Фурата подвергались изменениям по усмотрению государства, а правовой их статус оставался неизменным: они представляли частную земельную собственность мусульман на всех этапах колебания нх налогового статуса.
Принадлежность к мулкам земель, владельцы которых приняли ислам при самом завоевании страны, признана и современными историками-востоковедами [26, стр. 161; 25, стр. 252]. Но, несмотря на это, по мнению Абу Ханифа, одного из ранних законоведов,