История Арабских стран

ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В ХАЛИФАТЕ В   VII—VIII вв.

мусульманской общины, этот термин понимает и А. Ю. Якубов­ский [28, стр. 93].

Земля, рассматриваемая законоведами VIII в. завоеванной на основе договора, по классификации ал-Маварди соответствует зем­ле, владельцы которой при завоевании заключили с завоевате­лями договор, по условиям которого они сохранили собственность на эту землю, и субстанция земли осталась мулком ее владельцев [45, стр. 239, 256, 336].

Земля, завоеванная посредством оружия, у ал-Маварди соот­ветствует земле, владельцы которой при заключении договора с завоевателями уступили собственность на эту землю мусульманам, и субстанция ее стала вакфом мусульман [45, стр. 238, 255, 336].

Эта вторая категория земли.как государственная собственность представляет наибольший интерес во всех отношениях: и как пред­мет исследования данной статьи, и как предмет ©пора между раз­личными школами арабских законоведов.

Итак, у Малика ибн Анаса, так же как у ряда других законове­дов VIII в., объектом государственной собственности была завое­ванная посредством оружия земля, и в качестве таковой она фигу­рирует у них под термином «фай».

По данным источников, нам известна и конкретная страна, на которую законоведы распространяют статус фая — государственной собственности. Так, Шарик ибн Абдаллах, законовед и учитель Йахйи ибн Адама, со слов своего ученика утверждал, что Куфийский Савад завоеван посредством оружия и был фаем [50, стр. 6]. Хасан ибн Салих со слов Йахйи ибн Адама говорил: «Мы слыша­ли, что землю по эту сторону ал-Джибала (Мидии.— Л. Н.) отно­сят к фаю, а по ту сторону — к землям, имеющим договор» [50, стр. 34].

Между тем в ранних исторических источниках, освещающих события времен завоевания арабами соседних стран, этот термин мы встречаем далеко не в том значении, в каком его употребляли законоведы VIII в.

В одном из сообщений ат-Табари сказано: «Аллах завоевал Савад посредством оружия, так же как и все земли меж­ду ним и рекой Балх, не считая замков, и были призваны [жители Савада] на сулх — договор, и они стали зиммьями, а земля их стала принадлежать им. В это не входило имущество, которое принадлежало Хосроидам и их последовате­лям, оно стало фаем для тех, кому Аллах его доставил» [47, т. I, стр. 2372—2373].

Таким образом, завоеватели оставили основной массив земли Ирака прежним владельцам и экспроприировали только часть зе­мельного фонда страны, ставшую фаем. По свидетельству источни­ков, к фаю относились: аджамы; земли, образованные убылью воды; земли, принадлежащие почте; земли, принадлежащие Хос-рою; земли, принадлежащие членам его дома; земли убитых в сра­жениях с арабами; земли, принадлежащие мельницам; земли бе­жавших врагов [47, т.

Оглавление

01

02

01

02