История Арабских стран

ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В ХАЛИФАТЕ В   VII—VIII вв.

I, стр. 2468; 51, стр. 57—58; 50, стр. 45; 34, стр. 272—273].

Как показывает анализ данных ранних источников, в период арабских завоеваний термин «фай» по своему значению все еще совпадал с другим термином — «ганима», который впоследствии законоведы употребляли для обозначения добычи в движимом имуществе [50, стр. 3]. Так, по сообщению ат-Табари [47, т. I], на­кануне сражения у Нихаванда в 642 г. халиф Умар I направил в войска ас-Саиба ибн ал-Акрага, мавла племени сакиф, человека грамотного и искусного в подсчетах, которому он прика­зал: «Присоединись к этим войскам и будь среди них. Если Аллах доставит победу над противником, то раздели среди мусульман их фай и бери хумс Аллаха и его по­сланника» (стр. 2598). После одержанной арабами победы глав­нокомандующий арабскими войсками «Хузайфа ибн ал-йаман раз­делил между людьми их ганима, и  доля конного в „День Нихаванда" составляла 6 тыс., а доля пеше­го—2 тыс.» (стр. 2627).

   Таким образом, по свидетельству исторических источников, факт оставления государством завоеванной земли ее прежним владельцам и заключения с ними договора на условии платежа хараджа исключает статус термина «фай» в значении «добыча». В результате такой политики сфера распространения термина «фай» в указанном значении на этом этапе ограничена перечис­ленными нами категориями земли, составлявшими только часть всего земельного фонда завоеванной страны и в ходе завоевания лишенными прежних собственников.

В доказательство последнего положения — употребления терми­на «фан» в значении земли, которая при отсутствии ее законного
сооственника переходила непосредственно к завоевателям, можно  привести и письмо халифа Умара ибн ал-Хаттаба главнокоман­дующему арабскими войсками в Ираке Саду ибн Абу Ваккасу. Халиф пишет: «Земля тех, кто из народа харб бросил и покинул ее, принадлежит вам, и если вы призвали их, получили джизью и вернули им их землю до ее раздела, то им [окажите] покровительство, а если вы их не призвали, то эта земля — фай, принадлежа­щий тем из нас, кому Аллах доставил ее в качестве такового» [47,т.
I, /тр. 2497].

Следовательно, вопреки утверждению законоведов, относящих к фаю — государственной собственности — всю территорию, заво­еванную посредством оружия, в ранних исторических источниках под этим термином фигурирует земля, конфискованная государ­ством на территории завоеванных стран. Эту землю в качестве фая они отличают от земли, оставленной прежним владельцам, если даже последнюю и рассматривают завоеванной посредством ору­жия.

Относительно правомочия главы государства — имама на сава­фи Хасан ибн Салих, по словам йахйи ибн Адама, утверждал, что имам может, «если он этого пожелает, заселить их теми, кто их обработает и будет платить с них определенную сумму в казну мусульман, а разницу возьмет себе; захочет — имам может нести расходы на них за счет казны мусульман и сдать в аренду (най­митам —  Л. Н.), которые обработают их, а доход с них 'будет при­надлежать мусульманам; захочет — он может пожаловать их тем из мусульман, коих он считает полезными» [50, стр. 8].

Оглавление

01

02

01

02