История Арабских стран
ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В ХАЛИФАТЕ В VII—VIII вв.
I, стр. 2468; 51, стр. 57—58; 50, стр. 45; 34, стр. 272—273].
Как показывает анализ данных ранних источников, в период арабских завоеваний термин «фай» по своему значению все еще совпадал с другим термином — «ганима», который впоследствии законоведы употребляли для обозначения добычи в движимом имуществе [50, стр. 3]. Так, по сообщению ат-Табари [47, т. I], накануне сражения у Нихаванда в 642 г. халиф Умар I направил в войска ас-Саиба ибн ал-Акрага, мавла племени сакиф, человека грамотного и искусного в подсчетах, которому он приказал: «Присоединись к этим войскам и будь среди них. Если Аллах доставит победу над противником, то раздели среди мусульман их фай и бери хумс Аллаха и его посланника» (стр. 2598). После одержанной арабами победы главнокомандующий арабскими войсками «Хузайфа ибн ал-йаман разделил между людьми их ганима, и доля конного в „День Нихаванда" составляла 6 тыс., а доля пешего—2 тыс.» (стр. 2627).
Таким образом, по свидетельству исторических источников, факт оставления государством завоеванной земли ее прежним владельцам и заключения с ними договора на условии платежа хараджа исключает статус термина «фай» в значении «добыча». В результате такой политики сфера распространения термина «фай» в указанном значении на этом этапе ограничена перечисленными нами категориями земли, составлявшими только часть всего земельного фонда завоеванной страны и в ходе завоевания лишенными прежних собственников.
В доказательство
последнего положения — употребления термина «фан» в значении земли, которая
при отсутствии ее законного
сооственника переходила непосредственно к завоевателям, можно привести и
письмо халифа Умара ибн ал-Хаттаба главнокомандующему арабскими войсками в
Ираке Саду ибн Абу Ваккасу. Халиф пишет: «Земля тех, кто из народа харб бросил
и покинул ее, принадлежит вам, и если вы призвали их, получили джизью и вернули
им их землю до ее раздела, то им [окажите] покровительство, а если вы их не
призвали, то эта земля — фай, принадлежащий тем из нас, кому Аллах доставил ее
в качестве такового» [47,т. I, /тр. 2497].
Следовательно, вопреки утверждению законоведов, относящих к фаю — государственной собственности — всю территорию, завоеванную посредством оружия, в ранних исторических источниках под этим термином фигурирует земля, конфискованная государством на территории завоеванных стран. Эту землю в качестве фая они отличают от земли, оставленной прежним владельцам, если даже последнюю и рассматривают завоеванной посредством оружия.
Относительно правомочия главы государства — имама на савафи Хасан ибн Салих, по словам йахйи ибн Адама, утверждал, что имам может, «если он этого пожелает, заселить их теми, кто их обработает и будет платить с них определенную сумму в казну мусульман, а разницу возьмет себе; захочет — имам может нести расходы на них за счет казны мусульман и сдать в аренду (наймитам — Л. Н.), которые обработают их, а доход с них 'будет принадлежать мусульманам; захочет — он может пожаловать их тем из мусульман, коих он считает полезными» [50, стр. 8].