История Арабских стран
ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В ХАЛИФАТЕ В VII—VIII вв.
Таким образом, налицо факт пополнения государственного земельного фонда за счет определенной категории земель хараджа, рассматриваемых сторонниками государственной собственности на землю как неотчуждаемое имущество, принадлежащее всем мусульманам.
В противоположность их утверждению хараджная земля, согласно сообщению Ибн Асакира, не была неотчуждаемой собственностью мусульман не только до ее перехода к государству по праву мертвой руки, но она не стала таковой и после этого перехода. Она как отчуждаемая частная собственность государства, — таковой, согласно ранним источникам и вопреки утверждению ал-Маварди, стали земли савафи, — снова переходит в собственность частных лиц, но на этот раз мусульманского вероисповедания, а потому облагается с ведома и по усмотрению государства вместо хараджа ушром.
Значит, государственная земля и земля хараджа на территории халифата, в частности на территории Сирии, были не под одним и тем же, а под различным юридическим статусом, пока вторая по праву мертвой руки, а в других случаях и путем конфискации, не переходила в собственность государства. Но, что особенно важно, хараджная земля даже после перехода в собственность государства не обязательно становится вакфом, т. е. неотчуждаемым имуществом всех мусульман.
Этот вывод подтверждает спор, существующий среди законоведов по вопросу выморочного имущества.
Абу Ханифа, со слов ал-Маварди, считал, что наследство без законных наследников расходуется исключительно на бедных как садака от умершего, а по мнению аш-Шафии, — в интересах всех мусульман, ибо оно из частной собственности после перехода к казне становится государственной.
Следовательно, у одного из столпов мусульманского права, аш-Шафии, противопоставлены собственно государственный и частновладельческий земельный фонд и признан факт изменения их юридического статуса: переход частновладельческих земель (в их число, согласно Ибн Абд ал-Хакаму и Ибн Асакиру, входила и выморочная земля из завоеванной посредством оружия земли) в непосредственную собственность государства по праву мертвой руки.
По ал-Маварди, одна группа законоведов-шафиитов считает, что после перехода к казне выморочная земля становится вакфом и поэтому недозволено продавать или жаловать ее на правах ик-та. Но другая группа считает, что эта земля не становится вакфом, пока имам не делает ее таковым. Поэтому продажа ее со стороны имама законна, если только он считает, что это выгодно для казны. В таких случаях ее продажная цена «расходуется в общих интересах и на нужды народа фая и садака» [45, стр. 336].
По утверждению этой группы, законны также пожалования этой земли на правах икта, так как раз допустима ее продажа, то допустимы и ее пожалования викта [там же].
Однако термин «верховная собственность государства» в применении к правоотношениям, имеющим место на территории раннего