История Арабских стран

ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В ХАЛИФАТЕ В   VII—VIII вв.

Таким образом, налицо факт пополнения государственного зе­мельного фонда за счет определенной категории земель хараджа, рассматриваемых сторонниками государственной собственности на землю как неотчуждаемое имущество, принадлежащее всем му­сульманам.

В противоположность их утверждению хараджная земля, со­гласно сообщению Ибн Асакира, не была неотчуждаемой собствен­ностью мусульман не только до ее перехода к государству по пра­ву мертвой руки, но она не стала таковой и после этого перехода. Она как отчуждаемая частная собственность государства, — тако­вой, согласно ранним источникам и вопреки утверждению ал-Ма­варди, стали земли савафи, — снова переходит в собственность ча­стных лиц, но на этот раз мусульманского вероисповедания, а потому облагается с ведома и по усмотрению государства вместо хараджа ушром.

Значит, государственная земля и земля хараджа на территории халифата, в частности на территории Сирии, были не под одним и тем же, а под различным юридическим статусом, пока вторая по праву мертвой руки, а в других случаях и путем конфискации, не переходила в собственность государства. Но, что особенно важно, хараджная земля даже после перехода в собственность государст­ва не обязательно становится вакфом, т. е. неотчуждаемым иму­ществом всех мусульман.

Этот вывод подтверждает спор, существующий среди законове­дов по вопросу выморочного имущества.

Абу Ханифа, со слов ал-Маварди, считал, что наследство без законных наследников расходуется исключительно на бедных как садака от умершего, а по мнению аш-Шафии, — в интересах всех мусульман, ибо оно из частной собственности после перехода к казне становится государственной.

Следовательно, у одного из столпов мусульманского права, аш-Шафии, противопоставлены собственно государственный и частно­владельческий земельный фонд и признан факт изменения их юри­дического статуса: переход частновладельческих земель (в их число, согласно Ибн Абд ал-Хакаму и Ибн Асакиру, входила и вымо­рочная земля из завоеванной посредством оружия земли) в непо­средственную собственность государства  по праву  мертвой  руки.

По ал-Маварди, одна группа законоведов-шафиитов считает, что после перехода к казне выморочная земля становится вакфом и поэтому недозволено продавать или жаловать ее на правах ик-та. Но другая группа считает, что эта земля не становится вак­фом, пока имам не делает ее таковым. Поэтому продажа ее со стороны имама законна, если только он считает, что это выгодно для казны. В таких случаях ее продаж­ная цена «расходуется в общих интересах и на нужды народа фая и садака» [45, стр. 336].

По утверждению этой группы, законны также пожалования этой земли на правах икта, так как раз допустима ее продажа, то допустимы и ее пожалования викта [там же].

Однако термин «верховная собственность государства» в приме­нении к правоотношениям, имеющим место на территории раннего

Оглавление

01

02

01

02