История Арабских стран
ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В ХАЛИФАТЕ В VII—VIII вв.
Все функции государства в отношении указанной земли сводятся к осуществлению им политической власти в качестве суверена, но не единственного собственника земли.
Трактовка термина «верховная собственность государства» в двух последних из рассматриваемых нами значений на территории халифата VII—VIII вв. сталкивает нас с юридическими фактами, не объяснимыми, если исходить из такой трактовки.
Вспомним хотя бы факты покупки земли государством у своих немусульманских подданных, и не только земли, рассматриваемой как завоеванная на основе договора, но и земли, рассматриваемой как завоеванная посредством оружия. Совершенно естественно, что государство, выступает ли оно субъектом права полной или разделенной собственности на землю, не обязано прибегать к акту покупки собственной же земли. Вступая в двустороннюю сделку купли-продажи, оно тем самым признает право собственности на предмет сделки — землю за своим контрагентом, а этот последний после совершения сделки признает ее правовой результат — переход права собственности от него к покупателю — государству. По утверждению источников, в халифате в качестве продавца земли выступало не только частное лицо, но и государство. Этого не отрицают и сторонники государственной собственности на землю в халифате. Таким образом, и за государством в момент совершения сделки по поводу государственной земли закон призна-вал право собственности, так же как и за его контрагентом он признавал правовой результат этой сделки — переход права собственности от продавца — государства к покупателю — частному лицу. После совершения сделки государство, уступая право собственности на проданную землю, сохраняет по отношению к этой земле ту самую прерогативу, которой оно располагает по отношению к остальным землям. Она выражается в обложении этой земли поземельным налогом и в некоторых других ограничениях права собственности (право мертвой руки, конфискации) ее владельца. Но если эту пререгативу государство осуществляет и после продажи государственной земли, то, следовательно, она — результат проявления не права собственности государства на проданную им землю, оно в силу этого акта перешло к покупателю, а результат проявления политической власти — суверенитета государства.
Законоведы, независимо от того, к каким юридическим школам они принадлежали, не различают двух принципиально отличных типов частной земельной собственности: собственности, основанной на труде непосредственного производителя, и собственности, основанной на эксплуатации чужого труда.
Несмотря на принципиальную разницу между этими двумя типами частной земельной собственности в социальном плане, по своим легальным правомочиям их субъекты равны. Поэтому в средневековых источниках феодальная эксплуататорская частная собственность отождествлена с крестьянской трудовой частной собственностью.
Среди частных лиц — собственников земли мы одних — феодалов — должны признать субъектами права частной собственности феодального типа, лежащего в основе их эксплуататорского феодального хозяйства, других — общинников-крестьян — субъектами права частной собственности крестьянского типа, лежащего в основе их трудового хозяйства.
Как известно, феодальный способ производства, если он существует в действительности, а не в декларативных заявлениях историков и историков права, требует в качестве предварительного условия своего существования экспроприацию мелкого производителя.