История Арабских стран

ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В ХАЛИФАТЕ В   VII—VIII вв.

П. Петрушевского в качестве мулков [25, стр. 252]. Так, «всякое имущество, ради которого его владельцы приняли ислам, так же как их земля, принадлежит им. Она — зем­ля ушра, подобно [земле] ал-Мадина, где жители ради нее при­няли ислам от посланника Аллаха, так же как [земля] ат-Таифа и ал-Бахрайна, так же как [земли] бедуинов, когда они ради своих источников и земли приняли ислам» [51, стр. 63].

Ал-Хатиб ал-Багдади, младший современник ал-Маварди, зна­ком с его точкой зрения о принадлежности земли Ирака исклю­чительно государству с правом изъятия ее из гражданского оборо­та, но не находит подтверждения этого положения в исторических фактах.

По сообщению ал-Хатиба ал-Багдади, до основания Багда­да, в 762 г., территория его Мадины была занята под пашня­ми, принадлежавшими жителям будущего города. При постройке города они получили от государства компенсацию за эти земли  [52, т. I, стр. 21—22; 47, т. III, стр. 278].

Таким образом, вместо принудительного и безвозмездного от­чуждения земли, акта совершенно естественного, если бы государ­ству в самом деле принадлежало право собственности на землю, налицо факты или покупки, или выдачи компенсации за эту землю при необходимости использования ее в государственных интересах. Притом, согласно приведенным нами источникам, эти факты имеют место на территории Ирака — страны, завоеванной посредством оружия; в силу этого, по утверждению некоторых законоведов, зем­ли Ирака до пограничного города Мидии — Хулвана были изъяты из гражданского оборота. Поэтому совершенно справедливо сам ал-Хатиб ал-Багдади усматривает в приводимых им сообщениях аннуляцию (дДкЛ) того положения, что Багдад — территория, завоеванная    посредством    оружия,    силой,  ибо  издозволенности продажи земли Савада, доказательство которой он видит в истории постройки   Багдада вытекает,   что   «земли   Багдада — мулк, принадлежащий ее владельцам. Законно, чтобы она была унаследована, использована и отчуждена» [52, т. I, стр. 22].

Так обстояло дело на землях, завоеванных посредством оружия, основания не только Багдада, но и Васита. Как известно, город расположен на одинаковом расстоя­нии от Куфы, Басры и Ахваза, в районе Каскар, принадлежность которого к территориям, завоеванным посредством оружия не вызывает сомнений, ибо он лежал вне территории трех городов завоеванной, согласно источникам, на основе договора и в силу этого не изъятой из гражданского оборота.

Наместник халифа Абд ал-Малика - ал-Хаджжадж (в период его правления - 694-714 гг. — принудительная сила государства по отношению к его мусульманским и немусульманским поддан­ным достигла своего апогея), решив построить город, послал че­ловека с тем, чтобы он подыскал соответствующую местность  Тот выполнив поручение, написал ал-Хаджжаджу, что «местность Ва­сита принадлежала человеку из дехкан, которого звали Давурдя­ном». Земля могла быть приобретена только путем сделки с дех-ксном. Ал-Хаджжадж ответил: «Ты купи эту местность мне и по­строй там город». Но дехкан убеждал посланца в непригодности этой местности для предпринятого наместником решения.

Оглавление

01

02

01

02