История Арабских стран
ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В ХАЛИФАТЕ В VII—VIII вв.
Анализ ранних источников показал, что по юридическим признакам, на основе которых сторонники этой концепции отделяют мулк от государственной земли и рассматривают последнюю как господствующую форму земельной собственности в основных областях халифата и как отличную от мулка категорию землевладения, между этими двумя видами земельной собственности не было никакой разницы. Выходит, что государственная собственность действительно была ограничена землями савафи, и то до перехода их в руки частных лиц на правах икта.
При такой постановке вопроса отпадает один из основных выводов сторонников этой концепции о преобладании государственной собственности над мулками на территории халифата. Даже в Ираке, причисляемом И. П. Петрушевским к тем основным областям халифата, в которых государственная земля преобладала, всю землю, не считая савафи в стадии их нахождения в собственности государства, необходимо отнести к мулкам.
У. М. Ахмеджанов причисляет мертвую землю к названным им категориям государственной земли, а после оживления или продажи ее частным лицам — к мулкам [4, стр. 33]. Таким образом, эти авторы признают переход государственной собственности в категорию мулк.
Представляет ли такой мулк действительно полную собственность его владельца, исключающую какие бы то ни было права государства на эту же землю?
В связи с этим отметим, что переход мертвой земли в руки част= ных лиц был результатоп распоряжения ею со стороны ее собственника — государства, в частности результатом пожалования. Сам факт пожалования мертвой земли именно государством говорит о том, что она не могла стать полной собственностью частных лиц.
Доказательство этого положения мы видим в словах, приписываемых Мухаммаду: «Посланник Аллаха сказал: „Земля ади принадлежит Аллаху и его посланнику, а потом от меня — вам”» [45, стр. 254; 51, стр. 65; 50, стр. 62—64; 36, стр. 128]. Возникает вопрос: можно ли доказывать, что эти слова — только фикция, как это делает часть авторов, считая их противоречащими положению, приписываемому тому же Мухаммаду: «Кто оживит мертвую землю, тому она принадлежит? [51, стр. 64, 65; 50, стр. 62—64].
Противоречивы ли эти сообщения? Для ответа на этот вопрос посмотрим, как сами законоведы представляют правоотношения собственности на пожалованную и оживленную землю между государством и частным лицом.
В стадии нахождения мертвой земли в руках государства Абу йусуф, подобно Хасану ибн Салиху, признает за его главой — халифом всю полноту власти единственного собственника. Обращаясь к халифу ар-Рашиду (786—809 гг.), он пишет: «Ты можешь пожаловать этими землями кого пожелаешь, считаешь нужным отдать в аренду и поступить с ними так, как ты считаешь за благо. Мертвая земля принадлежит тому, кто ее оживит» [51, стр. 64].