История Арабских стран
ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В ХАЛИФАТЕ В VII—VIII вв.
эту страну, отделявшую их от завоеванного ими Ирака г. ар-Руха, византийскую Эдессу. По сообщению Абу Иусуса и тели осажденного города предложили завоевателям заключить договор на условиях уплаты фиксированной суммы. Один из бунтавщиков Мухаммада, сборщик налогов в Южной Аравии Муибн Джабал, в разговоре с главнокомандующим арабскими войсками в Сирии и ее наместником Абу Убайда ибн Джарраом относительно этого договора сказал: «Если ты заключишь с ними договор на условиях уплаты фиксированной суммы, а они не будут в состоянии выполнить его, то сможешь избивать их, а если они будут в состоянии платить больше чем они обязаны, то ты никогда не сможешь изменить ту фиксированную сумму, которая будет обусловлена договором».
Нерасчлененный налог, имеющий характер дани и не подлежащий увеличению со стороны государства, хотя и Составлял часть созданного его плательщиками прибавочного продукта, присваиваемую государством, сами законоведы не рассматривают ни в качестве поземельного налога, ни в качестве поземельной ренты, а землю этих налогоплательщиков, как известно, даже ал-Маварди считает их мулком.
В доказательство упомянутого положения можно и надо было бы привести показания источников, но это — тема самостоятельного исследования. Она выходит за рамки данной статьи, но ввиду ее тесной связи с затронутыми нами вопросами мы все же приведем некоторые из этих показаний.
По сообщению ал-Балазури, во время завоевания Сирии главнокомандующий арабскими войсками «Абу Убайда ибн ал-Джар-рах заключил договор с самаритянами, жившими на территории Палестины и Урдунна и бывшими шпионами и проводниками мусульман, на условии уплаты (в пользу мусульман.— Л. Н.) джизьи с их головы, но они освободили их земли (от обложения.— Л. Н.). Когда Иазид ибн Му'авия стал халифом (680—683 гг. — Л. Н.), он наложил на их земли харадж» [34, стр. 158].
Значит, с правления халифа Йазида самаритянам вменяли в обязанность наряду с прежним налогом, обозначенным термином «джизья», платить и поземельный налог — харадж: «Йазид ибн Му'авия наложил харадж на земли самаритян в Урдунне и, [кроме того], взимал с головы каждого мужчины по 2 динара. Он наложил также харадж на их землю в Палестине и взимал по 5 динаров с головы» [34, стр. 158].
Еще до начала завоевания арабами соседних стран ими были завоеваны на территории Аравийского полуострова Наджран и его земля на основе договора. Жители города платили завоевателям джизью — фиксированный, не подлежащий увеличению налог, и притом первыми из завоеванного арабами христианского населения [34, стр. 63—64, 68; 51, стр. 71—73].
Вся остальная завоеванная арабами земля—предмет исследования данной статьи. Именно ее в противоположность первой законоведы и историки ранних веков рассматривают завоеванной посредством оружия — анватан. У одних она — объект государственной собственности, у других — объект мулка, трактуемого современными востоковедами как полная частная собственность ее владельца.