История Арабских стран

ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В ХАЛИФАТЕ В   VII—VIII вв.

 эту страну, отделявшую их от завоеванного ими Ирака г. ар-Руха, византийскую Эдессу. По сообщению Абу Иусуса      и тели осажденного города предложили завоевателям заключить до­говор на условиях уплаты фиксированной суммы. Один из    бунтавщиков Мухаммада, сборщик налогов в Южной Аравии   Муибн Джабал, в разговоре с главнокомандующим арабскими    войсками в Сирии и ее наместником Абу Убайда ибн Джарраом относительно этого договора   сказал: «Если ты заключишь с ними договор на условиях уплаты фиксированной суммы, а  они   не  будут   в  состоянии   выполнить   его,   то   сможешь избивать их, а если они будут в состоянии платить больше чем они обязаны, то ты никогда не сможешь изменить ту фиксированную сумму, которая будет обусловлена договором».

Нерасчлененный налог, имеющий характер дани и не подлежа­щий увеличению со стороны государства, хотя и Составлял часть созданного его плательщиками прибавочного продукта, присваи­ваемую государством, сами законоведы не рассматривают ни в качестве поземельного налога, ни в качестве поземельной ренты, а землю этих налогоплательщиков, как известно, даже ал-Маварди считает их мулком.

В доказательство упомянутого положения можно и надо было бы привести показания источников, но это — тема самостоятельно­го исследования. Она выходит за рамки данной статьи, но ввиду ее тесной связи с затронутыми нами вопросами мы все же приве­дем некоторые из этих показаний.

По сообщению ал-Балазури, во время завоевания Сирии глав­нокомандующий арабскими войсками «Абу Убайда ибн ал-Джар-рах заключил договор с самаритянами, жившими на территории Палестины и Урдунна и бывшими шпионами и проводниками му­сульман, на условии уплаты (в пользу мусульман.— Л. Н.) джизьи с их головы, но они освободили их земли (от обложения.— Л. Н.). Когда Иазид ибн Му'авия стал халифом (680—683 гг. — Л. Н.), он наложил на их земли харадж» [34, стр. 158].

Значит, с правления халифа Йазида самаритянам вменяли в обязанность наряду с прежним налогом, обозначенным термином «джизья», платить и поземельный налог — харадж: «Йазид ибн Му'авия наложил харадж на земли самаритян в Урдунне и, [кроме того], взимал с головы каждого мужчины по 2 динара. Он наложил также харадж на их землю в Палестине и взимал по 5 динаров с головы» [34, стр. 158].

Еще до начала завоевания арабами соседних стран ими были завоеваны на территории Аравийского полуострова Наджран и его земля на основе договора. Жители города платили завоевате­лям джизью — фиксированный, не подлежащий увеличению налог, и притом первыми из завоеванного арабами христианского населе­ния [34, стр. 63—64, 68; 51, стр. 71—73].

Вся остальная завоеванная арабами земля—предмет исследо­вания данной статьи. Именно ее в противоположность первой за­коноведы и историки ранних веков рассматривают завоеванной по­средством оружия — анватан. У одних она — объект государствен­ной собственности, у других — объект мулка, трактуемого совре­менными востоковедами как полная частная собственность ее вла­дельца.

Оглавление

01

02

01

02