История Арабских стран
ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В ХАЛИФАТЕ В VII—VIII вв.
халифата между государством и частными лицами, очевидно, как и всякий термин, не вызывал бы особого возражения, если бы при этом всегда было ясно, что под ним подразумевается. Но дело в том, что в исторической и даже историко-празовой литературе этот термин толкуют не только в указанном выше значении, но и в других значениях.
Так, К. Маркс в цитированном нами положении, употребляя термин «верховный собственник земли» применительно к государству, имеет в виду тип государства, отличный от халифата рассматриваемого нами времени. Это государство у К. Маркса не только верховный собственник земли, но и суверен. В качестве такового оно сосредоточивает в своих руках право исключительного, единственного и полного собственника земли, признавая за общинами и их членами только право владения и пользования.
И, наконец, термин «верховный собственник земли» употребляют также для противопоставления его подчиненному собственнику. При этой, разделенной форме собственности, с точки зрения ее защитников, государство, выступая одновременно и верховным собственником земли и сувереном территории, признает за частными лицами право подчиненной собственности.
Следовательно, при каждом упоминании верховной собственности государства на землю, если при этом она не конкретизирована, может подразумеваться любая из этих трех, отличных друг от друга форм верховной собственности государства на землю.
Дело осложняется и тем, что, по мнению ряда советских историков, ни одну из этих трех форм верховной собственности государства нельзя считать специфичной, характерной для определенных континентов и периодов. Так, та форма верховной собственности государства, которую имел в виду К. Маркс и при которой рента и налог совпадают, существовала не только в странах Востока. В частности, факт существования этой формы верховной собственности государства, а значит, совпадения ренты и налога для определенных периодов отмечают как историки Руси (Л. В. Че-репнин), так и историки Грузии (С. Джанашиа, В. Габашвили) [9, стр. 130—131].
Учитывая это обстоятельство, вряд ли оправданно употребление в конкретных исследованиях одного и того же термина «верховная собственность государства» для обозначения отличных по своему характеру земельных правоотношений между государством и частными лицами.Безусловно, из трех приведенных нами форм правоотношений (первой, — когда государство, облагая своих подданных поземельным налогом и возлагая на них определенные повинности, признавало за ними право владения, распоряжения к пользования землей; второй, — когда имеется в виду полная исключительная собственность государства на землю; третьей, — когда речь идет о разделенной между государством и частными лицами земельной собственности), объединенных в работах историков и историков права под одним и тем же термином, для халифата рассматриваемого времени и на территории, завоеванной посредством оружия, характерна 'Первая.
Но тот объем правомочий, которым на территории халифата располагает государство на землю, завоеванную посредством оружия, строго говоря, был характерным не для верховного (в двух последних из приведенных трех значений этого термина) собственника земли, а для суверена, обладателя верховной территориальной власти.