История Арабских стран
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ ЕГИПТА В ТРУДАХ СОВЕТСКИХ АРАБИСТОВ
странением в те годы политической концепции, согласно которой Египет, «где классовые противоречия сильнее, чем в Турции», «станет центром не только арабского, но и всего мусульманского Востока» [52].
Первыми исследование проблем национально-освободительного движения Египта начали К. М. Трояновский, чьи взгляды оказали влияние на последующие труды об этой стране, и В. А. ГуркоКряжин.
Ответ на вопрос о роли различных социальных сил в национальном движении Египта К. Трояновский, В. А. Гурко-Кряжин и их коллеги искали в определении уровня экономического развития страны, а также в определении степени и характера социальной дифференциации ее общества. Уже эти первые исследователи безусловно преувеличивали уровень развития капитализма в Египте. Теоретическим обоснованием этому преувеличению послужила имевшая широкое распространение в те годы концепция, отождествлявшая развитие торгового капитала с капиталистической формацией. Подобная теоретическая предпосылка была связана в трудах названных авторов с определенной тенденцией в анализе социальной структуры египетского общества, выразившейся в искусственном завышении числа пролетарских элементов сельского населения, к которым они относили обезземеленных крестьян, батраков и пауперов. «Обезземеленные феллахи,— писал К. Трояновский,— все больше и больше сбрасывали с себя крестьянскую оболочку, отрываясь не только физически, но и психически от земли, и становились пролетариями, которым нечего терять» [52]. В 1922 г. К. Трояновский и в 1923 г. В. А. Гурко-Кряжин насчитывали в этой категории 77,5% крестьян (в 1924 г. первый снизил эту цифру до 65%, но П. Китайгородский в 1925 г. настаивал на 75%) [53; 28; 54; 23].
Между тем эти данные не соответствовали материалам самих исследователей. В частности, К. Трояновский, основываясь на статистических показателях, сообщал, что в египетской деревне насчитывается крестьян, владеющих менее чем 1 федданом земли, вместе с членами семей — 5-^6 млн. (из 9,5—10 млн. феллахов), т. е. 50—60% общего числа крестьян (численности остальных категорий крестьян он не дает). При анализе таблицы занятости населения по отраслям производства К. Трояновский допустил смешение самодеятельного населения со всем населением, что привело к завышению числа безработных и поденщиков. Его оценочные данные относительно размеров землевладения рентабельного хозяйства были несколько завышены (он полагал, что прожиточный минимум обеспечен в хозяйстве крестьянина, владеющего не менее чем 5 фед-данами земли), что также усиливало картину пауперизации населения.
Выводы относительно социального строя египетского общества явились для К. Трояновского, П. Китайгородского и В. А. Гурко-Кряжина предпосылкой к умозрительным конструкциям роли различных общественных групп в политической жизни Египта.
Полагая, что египетское общество капиталистически глубоко дифференцировано, К. Трояновский и П. Китайгородский переоценили остроту социальных антагонизмов в Египте. Они утверждали, что социальные условия там «более чем созрели для революции», ибо аграрный вопрос уже вытесняет собою вопрос национальный. «Египетский феллах,— писал П. Китайгородский,— страшно жаждет земельки. О чем бы ему ни толковали студенты-националисты, он неизменно переводит их политическую азбуку на свой крестьянский язык. А когда он научится говорить, то красный петух запоет и в египетской деревне...» [23, стр. 39]. Таким образом, эти ранние публицисты приходили к выводу о том, что в Египте происходило перерастание национального движения в классовое. Из этого положения К.