История Арабских стран
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ ЕГИПТА В ТРУДАХ СОВЕТСКИХ АРАБИСТОВ
А в 1928 г, он утверждает: «Партия пролетариата в Египте ввиду ее нынешней слабости не может еще претендовать на организационную гегемонию в национальном движении» [60]. При этом А. Шами не дает прямого ответа на вопрос о том, кто же призван руководить борьбой. В. Абузям в 1927 г., по-видимому, полагал, что эту роль сыграет левое крыло Вафда, которое, по его мнению, «приобретает все большее число сторонников в миллионах феллахских голодных семейств и в сотнях тысяч порабощенных рабочих на фабриках и заводах». Ему представляется необходимым подождать размежевания сил в Вафде и не поддаться «английским провокациям», направленным на «преждевременное открытое выступление масс» [3].
VI конгресс Коминтерна, как известно, дал иную тактическую линию по странам Востока. Теперь проблемы революции в арабских странах решаются арабистами согласно линии, выработанной конгрессом. Это потребовало от них заметного пересмотра своих оценок внутреннего положения Египта. Теперь А. Шами акцентирует внимание на сконцентрированности пролетариата на крупных предприятиях. Он пишет о революционных традициях пролетарско го движения в Египте и заключает: «Значение пролетариата Египта - гарантия того, что при организованности правильности руководства и благоприятной внешнеполитической обстановке буржуазно-демократическая революция, проходящая под гегемонией пролетариата, будет относительно быстро перерастать в про летарскую» [61]. В этих условиях допускалось, что национальная оуржуазия будет на первых порах пытаться использовать массовое движение лишь для того, чтобы добиться выгодных себе уступок, после чего перейдет в лагерь контрреволюции станет «буржуазией национал-реакционной, национал-фашистской» [61].
Как известно, эти прогнозы не оправдались. Последующие со-оытия показали, что еще долгие годы руководящая роль в национальном движении оставалась в руках националистических буржу азно-ломещичьих кругов. Правда, внутри этих кругов происходив существенные сдвиги, которые было трудно предвидеть в конце 20-х годов.
Изложенная теоретическая концепция создала у арабистов особый угол зрения на события, приводивший к преуветнчению размаха самостоятельного рабочего н крестьянского движений и недооценке значения буржуазного национализма в борьбе за национальное освобождение. Возникло стремление переосмыслить роль рабочего класса в истории национально-освободительной борьбы. Пожалуй, дальше всех в этом отношении снова пошел А Шами. Он пересмотрел взгляды относительно движущих сил египетского восстания 1919 г. «Осью всех выступлений — писат он ап риорн, — было рабочее движение, великолепно поддержанное феллахами... Стихийный подъем рабочего движения был тогда на руку националистам: при преобладании в стране иностранных предприя' тий забастовки в первую очередь поражали иностранный капитал но, выступая со стачками протеста против политического режима страны, рабочий класс сопровождал эти стачки экономическими требованиями, которые так или иначе должны задеть и национальный капитал"». Эту точку зрения подвергнет критике в 1931 г Надаб [39].
Впрочем, в конце 20-х годов имели место и более реалистический анализ обстановки и иные тенденции в прогнозировании предстоящих событий. Этот анализ принадлежал М. М. Аксельроду [44], опубликовавшему в 3929 г. статью в журнале «Международная жизнь», редактором которого в те годы был Ф А Ротштейн Статья была посвящена рассмотрению причин реакционного переворота в июне 1928 г. (падению кабинета Наххаса-паши роспуску парламента) и создавшейся в Египте новой политической ситуации. М. М.