История Арабских стран
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ ЕГИПТА В ТРУДАХ СОВЕТСКИХ АРАБИСТОВ
Аксельрод пришел к выводу о том, что «основной причиной государственного переворота в Египте было непримиримое противоречие между интересами возглавляющей египетское национальное движение буржуазии, стремящейся своей внешней и внутренней политикой добиться благоприятных условий для своего развития, и интересами английского империализма, желавшего сохранить за Египтом характер аграрной колонии Англии. В этом перевороте англичане опирались на известные общественные группировки в самом Египте, в первую очередь на крупную торговую буржуазию и помещиков» [44].
Таким образом, М. М. Аксельрод дал иную оценку позиций националистических кругов. Он полагал, что при всей своей классовой ограниченности Вафд, отражающий «интересы нарождающейся египетской промышленной буржуазии, широких слоев интеллигенции и зажиточного крестьянства», продолжает стоять во главе национального движения. Несмотря на то что «Вафд никогда не был революционной партией и в этом отношении египетская буржуазия далеко уступает хотя бы сирийской», Вафд не шел на соглашение с Англией, не заключал с ней кабального договора и стремился к проведению внешней и внутренней независимой политики, что создавало ему популярность в стране.
Мы видим у М. М. Аксельрода иное представление если не о составе, то об отражении социальных интересов партией Вафд — от промышленной буржуазии до зажиточного крестьянства, где интеллигенция присутствует со своими интересами, а не как выразитель только буржуазно-помещичьих взглядов. Аксельрод видит сложность проблемы влияния Вафда в массах. Он объясняет индифферентное отношение масс к судьбе вафдистского правительства во время переворота как отсутствием социальной программы в политике Вафда во время нахождения партии у власти, так и боязнью Вафда призвать массы к активным действиям. М. М. Аксельрод подвергает обстоятельной и аргументированной критике программу реформ нового правительства и отмечает то обстоятельство, что вследствие разочарования в этой программе «широкие народные массы, снова повернулись к Вафду».
Итак, М. М. Аксельрод (кстати, знавший арабский Восток по личным наблюдениям) понимал трудность определения настроений широких масс египетских города и деревни, сложных по социальной структуре, включающих промежуточные прослойки, лишенных влиятельных классовых партий и классового сознания. По-видимому, он понимал, что один анализ социальной структуры не даст ответа на проблему ближайших судеб национального движения. Необходим учет сложных политических колебаний ситуации и общественной психологии масс. Кроме того, М. М. Аксельрод едва ли не первый среди арабистов отметил возникшее в конце 20-х годов в среде правящих группировок сознание необходимости связывать национальные требования с социальной программой, хотя еще в 1926 г. он отмечал, что Вафд и без социальной программы пользовался влиянием в массах. Благодаря этому наблюдению М. М. Аксельрод там, где его коллеги всегда видят лишь улучшение или ухудшение экономической конъюнктуры, демагогию правящих групп и т. п., начинает усматривать гибкость политики господствующих кругов.
Поэтому М. М. Аксельрод удерживался от рекомендации, легко даваемых его коллегами, о необходимости египетского пролетариа