История Арабских стран
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ ЕГИПТА В ТРУДАХ СОВЕТСКИХ АРАБИСТОВ
Аксельрод пришел к выводу о том, что «основной причиной государственного переворота в Египте было непримиримое противоречие между интересами возглавляющей египетское национальное движение буржуазии, стремящейся своей внешней и внутренней политикой добиться благоприятных условий для своего развития, и интересами английского империализма, желавшего сохранить за Египтом характер аграрной колонии Англии. В этом перевороте англичане опирались на известные общественные группировки в самом Египте, в первую очередь на крупную торговую буржуазию и помещиков» [44].
Таким образом, М. М. Аксельрод дал иную оценку позиций националистических кругов. Он полагал, что при всей своей классовой ограниченности Вафд, отражающий «интересы нарождающейся египетской промышленной буржуазии, широких слоев интеллигенции и зажиточного крестьянства», продолжает стоять во главе национального движения. Несмотря на то что «Вафд никогда не был революционной партией и в этом отношении египетская буржуазия далеко уступает хотя бы сирийской», Вафд не шел на соглашение с Англией, не заключал с ней кабального договора и стремился к проведению внешней и внутренней независимой политики, что создавало ему популярность в стране.
Мы видим у М. М. Аксельрода иное представление если не о составе, то об отражении социальных интересов партией Вафд — от промышленной буржуазии до зажиточного крестьянства, где интеллигенция присутствует со своими интересами, а не как выразитель только буржуазно-помещичьих взглядов. Аксельрод видит сложность проблемы влияния Вафда в массах. Он объясняет индифферентное отношение масс к судьбе вафдистского правительства во время переворота как отсутствием социальной программы в политике Вафда во время нахождения партии у власти, так и боязнью Вафда призвать массы к активным действиям. М. М. Аксельрод подвергает обстоятельной и аргументированной критике программу реформ нового правительства и отмечает то обстоятельство, что вследствие разочарования в этой программе «широкие народные массы, снова повернулись к Вафду».
Итак,
М. М. Аксельрод (кстати, знавший арабский Восток по личным наблюдениям) понимал трудность определения настроений широких
масс египетских города и деревни, сложных по социальной структуре, включающих промежуточные прослойки, лишенных влиятельных
классовых партий и классового сознания. По-видимому, он понимал, что один
анализ социальной структуры не даст ответа на проблему ближайших судеб
национального движения. Необходим учет
сложных политических колебаний ситуации и общественной психологии масс.
Кроме того, М. М. Аксельрод едва ли не первый среди арабистов отметил возникшее
в конце 20-х годов в среде правящих группировок сознание необходимости
связывать национальные требования с социальной программой, хотя еще в 1926 г.
он отмечал, что Вафд и без социальной программы пользовался влиянием в массах.
Благодаря этому наблюдению М. М. Аксельрод там, где его коллеги всегда видят
лишь улучшение или ухудшение
экономической конъюнктуры, демагогию правящих групп и т. п., начинает усматривать гибкость
политики господствующих кругов.
Поэтому М. М. Аксельрод удерживался от рекомендации, легко даваемых его коллегами, о необходимости египетского пролетариа



