История Арабских стран

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ   НОВЕЙШЕЙ   ИСТОРИИ ЕГИПТА В ТРУДАХ СОВЕТСКИХ АРАБИСТОВ

Аксельрод пришел к выводу о том, что «основной при­чиной государственного переворота в Египте было непримиримое противоречие между интересами возглавляющей египетское национальное движение буржуазии, стремящейся своей внешней и внут­ренней политикой добиться благоприятных условий для своего развития, и интересами английского империализма, желавшего сохранить за Египтом характер аграрной колонии Англии. В этом перевороте англичане опирались на известные общественные груп­пировки в самом Египте, в первую очередь на крупную торговую буржуазию и помещиков» [44].

Таким образом, М. М. Аксельрод дал иную оценку позиций на­ционалистических кругов. Он полагал, что при всей своей классо­вой ограниченности Вафд, отражающий «интересы нарождающей­ся египетской промышленной буржуазии, широких слоев интелли­генции и зажиточного крестьянства», продолжает стоять во главе национального движения. Несмотря на то что «Вафд никогда не был революционной партией и в этом отношении египетская бур­жуазия далеко уступает хотя бы сирийской», Вафд не шел на со­глашение с Англией, не заключал с ней кабального договора и стремился к проведению внешней и внутренней независимой по­литики, что создавало ему популярность в стране.

Мы видим у М. М. Аксельрода иное представление если не о со­ставе, то об отражении социальных интересов партией Вафд — от промышленной буржуазии до зажиточного крестьянства, где ин­теллигенция присутствует со своими интересами, а не как вырази­тель только буржуазно-помещичьих взглядов. Аксельрод видит сложность проблемы влияния Вафда в массах. Он объясняет ин­дифферентное отношение масс к судьбе вафдистского правитель­ства во время переворота как отсутствием социальной программы в политике Вафда во время нахождения партии у власти, так и боязнью Вафда призвать массы к активным действиям. М. М. Ак­сельрод подвергает обстоятельной и аргументированной критике программу реформ нового правительства и отмечает то обстоятель­ство, что вследствие разочарования в этой программе «широкие народные массы, снова повернулись к Вафду».

Итак, М. М. Аксельрод (кстати, знавший арабский Восток по личным наблюдениям) понимал трудность определения настроений широких масс египетских города и деревни, сложных по социаль­ной структуре, включающих промежуточные прослойки, лишенных влиятельных классовых партий и классового сознания. По-видимо­му, он понимал, что один анализ социальной структуры не даст от­вета на проблему ближайших судеб национального движения. Не­обходим учет сложных политических колебаний ситуации и общест­венной психологии масс. Кроме того, М. М. Аксельрод едва ли не первый среди арабистов отметил возникшее в конце 20-х годов в среде правящих группировок сознание необходимости связывать национальные требования с социальной программой, хотя еще в 1926 г. он отмечал, что Вафд и без социальной программы пользо­вался влиянием в массах. Благодаря этому наблюдению М. М. Ак­сельрод там, где его коллеги всегда видят лишь улучшение или ухудшение    экономической    конъюнктуры,    демагогию    правящих  групп и т.  п., начинает усматривать гибкость  политики  господст­вующих кругов.

Поэтому М. М. Аксельрод удерживался от рекомендации, легко даваемых его коллегами, о необходимости египетского пролетариа­

Оглавление

01

02

01

02