История Арабских стран
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ ЕГИПТА В ТРУДАХ СОВЕТСКИХ АРАБИСТОВ
VI конгрессе под влиянием аналогичных взглядов Хайдер еще развивал тезис об ускоренном капиталистическом развитии арабской деревни [50]. Но и анализ социально-экономического строя стран Востока, данный в решениях VI конгресса, не сразу был воспринят ведущими арабистами. Возможно, объясняется это следующим. Ввиду отсутствия в Египте широкого аграрного движения (именно это движение в Китае поставило китаистов перед проблемой докапиталистических пережитков в экономике Востока) первоначально более органичному восприятию арабистами тезиса Коминтерна о необходимости борьбы пролетариата за гегемонию в колониальной революции способствовало представление о далеко зашедшем процессе капиталистического развития Египта и высоком удельном весе рабочего класса в его социальной структуре.
Правда, в стенах Международного аграрного института (МАИ) в 1927 г. возник спор между В. Абузямом и В. А. Гурко-Кряжиным вокруг определения аграрного строя Сирии и Палестины. В. Абу-зям и Али-Тарик (?) полагали, что при характеристике социального строя этих стран следует говорить о своеобразной форме феодализма, осложненной массовой пауперизацией и пролетаризацией крестьянства. Их поддержал М. Герр, опубликовавший, кстати говоря, статью об «Аграрном праве Палестины», в которой рассматривал современную эволюцию докапиталистических форм землевладения и полуфеодальных правовых норм [11]. Противником В. Абузяма был В. А. Гурко-Кряжин, который утверждал, что «феодализма в экономическом смысле слова здесь не существует. Причину безвыходного положения феллахов нужно видеть не в „мифическом" феодализме, а в концентрации имений в руках крупных помещиков, магнатов и в отчаянной бедности и технической отсталости самой страны». Спор, по форме напоминающий дискуссию вокруг дефиниций феодализма и капитализма, на самом деле коренился в разногласиях относительно определения характера освободительной борьбы в Сирии и Палестине. В. А. Гурко-Кряжин решительно возражал против признания его противниками «аграрного характера всех происходящих в Сирии национальных движений (например, восстания друзов)», хотя при этом он и не отрицал, что «в общем и целом национальное движение Сирин базируется на аграрных отношениях» [5].
Но спор между В. Абузямом и В. А. Гурко-Кряжиным в 1927 г. не дал в арабистике видимых результатов.
В конце 20-х годов можно наблюдать лишь осторожную критику распространенных в литературе о Египте данных о социальной структуре египетского общества. Так, М. М. Аксельрод, констатируя, что в силу острого аграрного кризиса «парцелляризация мелкого земледелия приближается уже к своему естественному пределу, за которым обработка земли становится невозможной», полагал необходимым «опустить здесь вопрос о количестве безземельных крестьян (арендаторов и батраков), так как египетская статистика не считает нужным выделять их в особую рубрику» [44]. В 1931 г. Б. М. Данциг также отнесся скептически к данным о количестве безземельных в Египте [17].
Дискредитация в глазах арабистов представления о высоком развитии капитализма в Египте возникла уже в 30-х годах под влиянием критики на VI конгрессе Коминтерна так называемой теории деколонизации, заключающейся в признании тезиса, согласно которому империализм благодаря экспорту капитала форсирует капиталистическое развитие колоний. Именно по этой линии в начале 30-х годов Надаб и В. М. Старинин резко критиковали А. Шами и Е. Вейта, утверждая, что их взгляды на развитие капитализма в Египте являются «деколонизаторскими» [39; 8; 48]. Основанием для подобного обвинения послужило то обстоятельство, что ни А. Шами, ни В.