История Арабских стран
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ ЕГИПТА В ТРУДАХ СОВЕТСКИХ АРАБИСТОВ
Таким образом, проблема, которая ранее огрубление решалась как «захват руководства» или как позиция, занятая «под давлением масс», выступает в работе А. М. Голдобина во всей сложности и многосторонности.
А. М. Голдобин вносит в свое исследование анализ социального положения основных организаторов Вафда, в том числе и самого Заглула (рассеивая представление о его крестьянском происхождении). Он показывает организационный генезис Вафда как политической партии.
Исследования X. И. Кильберг и А. М. Голдобина уделяют внимание и «одному из самых сложных вопросов» восстания 1919 г.— вопросу о его организации и руководстве. Уже X. И. Кильберг описала демонстрации, послужившие прелюдией к восстанию, показала распространение движения за пределами Каира.
Была ли тенденция перерастания национального движения в социальное? Этот вопрос стал предметом рассмотрения А. М. Голдобина. Установив перерастание движения за границы вафдистского руководства, он делает попытку рассмотреть, в каком направлении развивалась стихийная массовая борьба. Подробнее, чем его предшественники-арабисты, Голдобин освещает данные о росте статистики «аграрных преступлений», собирает материалы, свидетельствующие об обеспокоенности господствующих слоев кризисом аграрных отношений. Однако он приходит к выводу, что в целом антифеодальная борьба не развернулась в 1919 г. «Она была делом будущего, революции 1952 г.» (стр. 84). Движение оставалось в рамках национальной борьбы. Следовательно, и вопрос о причинах соответствующей тактики египетской буржуазии нуждается еще в специальном рассмотрении.
А. М. Голдобин завершает исследование анализом процесса политического размежевания в среде национальной буржуазии и помещиков, возглавляющих движение. X. И. Кильберг га общих чертах освещает последующее развитие этого процесса вплоть до 1924 г.
Безусловный интерес представляет периодизация национального движения Египта, предлагаемая в работе X. И. Кильберг. Вопреки распространенному в те годы взгляду, согласно которому подъем национальной борьбы происходил в 1918—1921 гг., а далее следует время соглашательства Вафда с империализмом, X. И. Кильберг рассматривает 1918—1924 гг. как период антиимпериалистического движения. Такая периодизация имела характер концепции, поскольку содержала признание антиимпериалистической борьбы как движения, включающего подъемы и спады массовой борьбы и не исключающего переговоры национальных организаций с колонизаторами. Однако этот взгляд не проводится X. И. Кильберг последовательно, ибо уже отставку Заглула в 1924 г. она рассматривает как сговор с империализмом. От подобной интерпретации отходит А. М. Голдобин, который в общей характеристике деятельности Вафда считает возможным утверждать: «В течение долгого периода, пожалуй, до событий „черной субботы" (26 января 3952 г.), Вафд сохранял руководящее положение в египетском на