История Арабских стран
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ ЕГИПТА В ТРУДАХ СОВЕТСКИХ АРАБИСТОВ
Инициатива в изучении национального движения (и это существенно) теперь переходит к Научно-исследовательской ассоциации по изучению национальных и колониальных проблем (НИАНКЩ при Коммунистическом университете трудящихся Востока и ее органу «Революционый Восток». События в арабских странах шире освещаются и на страницах журнала «Коминтерн».
Роль ВНАВ постепенно сходит на нет. По-видимому, прав Н. А. Смирнов, полагающий, что публицистический подход этой научной организации и ее журнала «Новый Восток» к востоковедным вопросам переставал отвечать уровню науки [см.: 49]. Но представляется не менее важным и то обстоятельство, что теоретические установки ряда членов ВНАВ в решении национально-колониального вопроса не отвечали новому направлению в постановке проблемы в Коминтерне. «Новый Восток» начал подвергаться критике [62].
Основным принципом научного исследования тех лет оставалась непосредственная обусловленность политического анализа уровнем экономического развития и социальной структурой общества. Однако сам анализ экономики стран Востока постепенно углублялся и усложнялся. К сожалению, это усложнение отразилось на анализе экономического развития арабских стран с опозданием. В рассматриваемый же период основная часть специалистов—В. Абузям, А. Шами, Ю. Цимринг, Е. Вейт (Е. Ф. Лудшувейт) — подобно К. Трояновскому и П. Китайгородскому завышали уровень капиталистического развития Египта. Опираясь на данные о росте населения, увеличении железных дорог, производства хлопка, внешнеторгового оборота, В. Абузям и А. Шами относили Египет к «числу быстро развивающихся стран по капиталистическому пути» [3]. И если К. Трояновский отдавал отчет в условности представления, когда оговаривался, что Египет «капитализирован, но не индустриализирован», то В. Абузям писал: «Существовавшая в Египте ветхая социальная пирамида с ее остатками патриархального феодального бесправия была перестроена на базе новых капиталистических отношений» [3]. В. Абузям и А. Шами видели особенность египетского развития в отличие от западноевропейского в том, что там под влиянием западного капитала «сельское хозяйство является базой развития капитализма, капитализм же — двигателем быстрого сельскохозяйственного развития» [3].
Уже в середине 20-х годов в среде китаистов возникли споры вокруг определения социально-экономической формации докапиталистического Китая между сторонниками азиатского и феодального способов производства.
Тезисы VI конгресса Коминтерна по национально-колониальному вопросу в разделе «Характерные черты колониальной экономики и империалистической колониальной политики» отразили новые взгляды на процессы в колониях: в них рассматривались вопросы об усугублении докапиталистических методов эксплуатации, о пауперизации (а не пролетаризации) крестьянства, об аграрном перенаселении, узости рынка и т. п. В 1929—1930 гг. дискуссия об определении формаций на Востоке с большим жаром вспыхнула после публикации статьи С. Дубровского «К вопросу о сущности феодализма, крепостничества и торгового капитала» [18]. Острота этих опоров и в конечном итоге их исход были обусловлены теми политическими выводами, которые делались сторонниками той или другой концепции, но в ходе дискуссии был мобилизован фактический материал, рассеявший представление об относительно высоком капиталистическом развитии отдельных стран Востока.
Арабисты в значительной мере оказались в стороне от этих разработок и дискуссий, теоретические результаты которых они реализовали в своих трудах с опозданием. Так, на