История Арабских стран
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ ЕГИПТА В ТРУДАХ СОВЕТСКИХ АРАБИСТОВ
Наиболее последовательным выразителем буржуазного национализма рассматривалась партия Вафд. К этому времени арабистам уже был ясен сложный состав партии, но определялся он по-разному. А. Шами писал о социальной «разношерстности» Вафда, включающего крупных землевладельцев и феллахов, ремесленников, купцов, интеллигентов и промышленную буржуазию. «Опору» этой партии он видел в «середняцких» и зажиточных слоях крестьянства и разношерстной городской демократии [57]. В. Абузям полагал, что Вафд «представлял городскую и деревенскую демократию» [3]. Безусловно, и в той и в другой оценке наличествовала тенденция демократизировать состав Вафда. Не забудем, что эта тенденция имела место в 1927 г., в период, когда компартия Китая выступала еще совместно с левым гоминьданом, а позиция Вафда рассматривалась рядом арабистов подобно политике гоминьдана [34]. В это время арабисты акцентировали внимание на разногласиях внутри Вафда, полагая, что внутри партии быстрыми темпами происходит раскол. Строились прогнозы, согласно которым Вафд прекратит свое существование, поскольку его правая часть сольется с реакционными господствующими кругами, а демократическая группа перейдет в лагерь революции.
Ретроспективно арабистами признавались заслуги Вафда в руководстве национальной борьбой, но в перспективе все единодушно полагали, что революционные потенции Вафда исчерпаны. Обычные расхождения касались лишь тех событий, которые подводили черту под национальную политику египетской буржуазии. В. А. Гурко-Кряжин полагал в 1927 г., что хлопковый кризис, дискредитация парламентской политики Вафда, якобы спровоцировавшей вместе с террористическими актами оккупацию англичанами Судана, а главное, угроза социальной революции разоблачили уже в 1927 г. «истинную помещичье-реакционную физиономию Вафда» [16]. П. Китайгородский утверждал, что никчемность и предательство Вафда обнаружила его позиция в 1928 г., во время борьбы вокруг законопроекта о публичных собраниях [24]. Авигдор в 1930 г. констатировал верный и неуклонный переход Вафда «в фарватер английского империализма», хотя и с «небольшими передышками» [4].
Несмотря на подобную оценку политики Вафда, арабисты признавали, что эта партия сохраняла свое влияние в массах. (Исключение составлял в 1927 г. В. А. Гурко-Кряжин, декларировавший; что Вафд «никакой реальной опоры в народных массах не имеет») При всем отрицательном отношении к политике Вафда и ее парламентским методам борьбы А. Шами отмечал, что «египетский парламент — трибуна и организующий центр робкой буржуазной демократии» [57].
Однако среди востоковедов был распространен взгляд, согласно которому парламентские методы борьбы национальной буржуазии лишь заслоняют «подлинную борьбу за независимость». Вследствие этого А. Шами писал в 1928 г., что «величайшим врагом египетского национального движения в нынешней его стадии является египетская буржуазия» [60].
Ввиду такой оценки буржуазного национализма, естественно, все надежды на победу национального движения связывались лишь с египетским пролетариатом. «Принципиальную оппозицию бронированному кулаку Великобритании, — писал А. Шами, — движение в пользу защиты действительной самостоятельности страны организует только пролетариат, сплачивающий вокруг себя все подлинно революционное среди интеллигенции, мелкого мещанства и крестьянства» [57]. Правда, при этом он оговаривался, что «эта оппозиция только зреет, собирает силы» [57; 59, стр. 46— 47]. В связи с подобным представлением несомненно возросло внимание к рабочему движению на арабском Востоке [61; 58; 35].
Изучение рабочего движения в Египте приводит того же Шами в 1927 г. к следующему выводу: «...каковы бы ни были потенциальные силы рабочего класса в Египте в настоящий момент, он благодаря своей распыленности и отсутствию революционного руководства не может играть крупной политической роли» [57].