История Арабских стран

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ   НОВЕЙШЕЙ   ИСТОРИИ ЕГИПТА В ТРУДАХ СОВЕТСКИХ АРАБИСТОВ

Абузям и их коллеги не представляли еще во второй половине 20-х годов всей сложности механизма взаимо­действия империалистического господства и колониального эконо­мического развития.

Окончательно арабисты расстались с представлениями о преувеличенном развитии капитализма в арабских странах благодаря конкретным исследованиям их социального строя, осуществленным в начале 30-х годов [38; 31; 26].

Так обстояло дело с исследованием социально-экономического строя арабских стран в среде арабистов в 1927—1930 гг. Как же оценивали арабисты характер революционного движения на араб­ском Востоке и расстановку классовых сил в нем накануне VI конгресса Коминтерна? (После VI конгресса этот вопрос перестал быть дискуссионным.)

Наиболее четко свой взгляд (кстати, несколько изменившийся с 1925 г.) выразил П. Китайгородский: «Национально-революцион­ное движение Египта еще не прошло первой фазы своего разви­тия... Как в годы „бури и натиска" 1919—21, так и сейчас перед ним стоит еще во всей остроте задача непосредственной борьбы против империализма... Это обстоятельство окрашивает нацио­нально-революционное движение в однообразный цвет единого нац-фронта, придавая „общенациональную" форму всему движению» [24]. Этой точки зрения в 1927 и 1928 гг. придерживались также В. Абузям, В. А. Гурко-Кряжин, а Шами писал в 1928 г. о «новом подъеме национально-революционного движения в Египте» [60].

Наряду с этим каждый из арабистов в связи с анализом сель­скохозяйственного кризиса отмечал остроту «всех социальных ш политических противоречий» [3] и признавал реальную возмож­ность массовой социальной революции. Это обстоятельство вместе с разочарованием в зигзагообразной политике Вафда и под влия­нием опыта китайской революции привело уже в 1927 г. к господ­ству тезиса о неспособности национальной буржуазии к дальней­шей борьбе против империализма. В. Абузям писал: «Если буржуа­зия независимых европейских государств всегда готова предать интересы большинства своего населения... то что уж говорить о-продажности этого недоросля — египетской буржуазии...» [3]. Правда, в данном случае В. Абузям имел в виду те торгово-рос-товщические и компрадорские круги буржуазии, чьи интересы вы­ражала либерально-конституционная партия. А. Шами раздвигал рамки социальных слоев, готовых предать национальное движе­ние, и писал: «...египетская буржуазия и Вафд артачатся, ерепе­нятся, но в конечном счете покорно идут за колесницей английско­го империализма» [57].

 В эти годы политика националистических кругов оценивалась только как «нескончаемая тяжба египетского капитала с англий­ским империализмом» за право управления Египтом, за эксплуата^ цию его народа [57]. Экономические причины этой тяжбы В. Абузям видел в противоречиях между национальным и иностранным капи­талом, поскольку, по его мнению, «накопление капитала и разви­тие производительных сил страны за последнее время переросли  определенные европейским империализмом границы, что создает брешь в союзе иностранного и египетского капиталов» [3]. А. Ша-ми, напротив, подчеркивал сближение экономических интересов империализма и национальной буржуазии и был склонен объяс­нять колебания египетской буржуазии, якобы стремящейся лишь к сговору с англичанами, только боязнью масс.

Оглавление

01

02

01

02