История Арабских стран
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ ЕГИПТА В ТРУДАХ СОВЕТСКИХ АРАБИСТОВ
Абузям и их коллеги не представляли еще во второй половине 20-х годов всей сложности механизма взаимодействия империалистического господства и колониального экономического развития.
Окончательно арабисты расстались с представлениями о преувеличенном развитии капитализма в арабских странах благодаря конкретным исследованиям их социального строя, осуществленным в начале 30-х годов [38; 31; 26].
Так обстояло дело с исследованием социально-экономического строя арабских стран в среде арабистов в 1927—1930 гг. Как же оценивали арабисты характер революционного движения на арабском Востоке и расстановку классовых сил в нем накануне VI конгресса Коминтерна? (После VI конгресса этот вопрос перестал быть дискуссионным.)
Наиболее четко свой взгляд (кстати, несколько изменившийся с 1925 г.) выразил П. Китайгородский: «Национально-революционное движение Египта еще не прошло первой фазы своего развития... Как в годы „бури и натиска" 1919—21, так и сейчас перед ним стоит еще во всей остроте задача непосредственной борьбы против империализма... Это обстоятельство окрашивает национально-революционное движение в однообразный цвет единого нац-фронта, придавая „общенациональную" форму всему движению» [24]. Этой точки зрения в 1927 и 1928 гг. придерживались также В. Абузям, В. А. Гурко-Кряжин, а Шами писал в 1928 г. о «новом подъеме национально-революционного движения в Египте» [60].
Наряду с этим каждый из арабистов в связи с анализом сельскохозяйственного кризиса отмечал остроту «всех социальных ш политических противоречий» [3] и признавал реальную возможность массовой социальной революции. Это обстоятельство вместе с разочарованием в зигзагообразной политике Вафда и под влиянием опыта китайской революции привело уже в 1927 г. к господству тезиса о неспособности национальной буржуазии к дальнейшей борьбе против империализма. В. Абузям писал: «Если буржуазия независимых европейских государств всегда готова предать интересы большинства своего населения... то что уж говорить о-продажности этого недоросля — египетской буржуазии...» [3]. Правда, в данном случае В. Абузям имел в виду те торгово-рос-товщические и компрадорские круги буржуазии, чьи интересы выражала либерально-конституционная партия. А. Шами раздвигал рамки социальных слоев, готовых предать национальное движение, и писал: «...египетская буржуазия и Вафд артачатся, ерепенятся, но в конечном счете покорно идут за колесницей английского империализма» [57].
В эти годы политика националистических кругов оценивалась только как «нескончаемая тяжба египетского капитала с английским империализмом» за право управления Египтом, за эксплуата^ цию его народа [57]. Экономические причины этой тяжбы В. Абузям видел в противоречиях между национальным и иностранным капиталом, поскольку, по его мнению, «накопление капитала и развитие производительных сил страны за последнее время переросли определенные европейским империализмом границы, что создает брешь в союзе иностранного и египетского капиталов» [3]. А. Ша-ми, напротив, подчеркивал сближение экономических интересов империализма и национальной буржуазии и был склонен объяснять колебания египетской буржуазии, якобы стремящейся лишь к сговору с англичанами, только боязнью масс.