История Арабских стран
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ ЕГИПТА В ТРУДАХ СОВЕТСКИХ АРАБИСТОВ
подъемом цен на хлопок и улучшением экономической ситуации в деревне) и в выходе на первый план такой формы борьбы городских слоев, как общественное неповиновение.
Хотя оценки В. Т. Кроткова не были бесспорными и Ф. А. Ротштейн, располагая дополнительными источниками и имея большую ретроспекцию событий, иначе характеризовал упомянутую ситуацию, анализ В. Т. Кроткова был близок исследовательскому методу Ф. А. Ротштейна.Как известно, Ф. А. Ротштейн в 1910 г. издал свою книгу «Захват и закабаление Египта» на английском языке в Лондоне. Последние четыре главы, охватывающие события войны и послевоенных лет, он дописал в Москве в 1925 г. Выводы Ф. А. Ротштейна основывались не только на обстоятельном для тех лет круге источников, но и на личных контактах в довоенные годы с лидерами национального движения. Его монография содержала общие суждения относительно расстановки социальных сил в Египте 20-х годов. Так, у Ф. А. Ротштейна не вызывало сомнения то обстоятельство, что национальным движением в стране руководил Вафд. Он не питал иллюзий относительно возможности завоевания в ближайшее время рабочим классом гегемонии в национально-освободительной борьбе. Но он увидел и оценил новые черты национального движения Египта в послевоенный период, а именно участие в нем народных масс.
Однако Ф. А. Ротштейн не ограничился этими общими суждениями. Его углубленный анализ вскрывал взаимодействие различных политических и социальных сил египетского общества на разных этапах. При этом Ф. А. Ротштейн пользовался классово-политическим анализом отнюдь не столь прямолинейно, как его коллеги. При анализе ситуации он избегал давать точный классовый адрес участников движения, предпочитая указывать профессионально-социальные черты (паши, феллахи, чиновники, учащиеся, железнодорожники и т. п.). Выделяя националистов как руководящую силу движения, он подразделял их не на социальные категории, а на политические группировки «крайних» и «умеренных», допуская возможность их переориентации в различных ситуациях. Внимательное прочтение текста книги позволяет думать, что по социальному составу Ф. А. Ротштейн относил националистов к интеллигенции, которую характеризовал для египетских условий как «узкобуржуазный слой». (В этом его оценки совпадали с оценками В. А. Гурко-Кряжина.)
По-видимому, подобная точка зрения Ф. А. Ротштейна на события была вызвана тем, что он учитывал отсутствие в стране (в отличие от Европы) резких классовых граней и вместе с тем видел существование общего фронта национальной борьбы, в котором социальные позиции различных групп были не всегда четко выражены. В таких специфических условиях' конкретный подход Ф. А. Ротштейна давал более точную картину. Вместе с тем, подобный анализ не означал, что Ф. А. Ротштейн не видел те классовые силы, которые определяли поведение националистических кругов. Однако связь между интеллигентскими националистическими группами и египетской буржуазией и помещиками он намечал опосредствованно.
Позже, в 40—50-х годах, арабисты покажут социальный состав Вафда и станет ясным, что ряд видных членов этой партии сами являются крупными землевладельцами и капиталистами. И это заключение расширит наши представления о прямых связях Вафда с господствующими классами. Одн &КО На блюдения Ф. А. Ротштейна об опосредствованных отношениях между партией и классами сохраняют свое значение.