История Арабских стран
ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ВОССТАНИЕ В ОМАНЕ В 1957—1959 ГГ.
грузовые автомашины. В результате нефтяная компания отказалась от использования сухопутных путей даже под эскортом. Все грузы нефтекомпании стали перевозиться исключительно на самолетах [16, стр. 101].
Полной неудачей кончились операции по «умиротворению» оккупированных районов. Партизанские группы, спускавшиеся с гор, пользовались всемерной поддержкой местного населения. Жители предгорных селений активно помогали партизанам минировать дороги и автомобили. Многие из них становились снайперами, в одиночку обстреливавшими маскатские патрули и военные лагеря. Не привела к желаемому результату и попытка усмирить жителей посредством террора. По приказу султана в селении, около которого подорвется на мине автомашина, подлежал разрушению один дом. В случае подрыва более трех автомашин деревня лишалась водоснабжения. Кроме того, подземный канал, по которому шла с гор вода, должен был быть взорван саперами маскат-цев. После этого шейхи местных племен стали выставлять для охраны дорог патрули из жителей прилежащих деревень. Однако эти патрули относились к своим обязанностям более чем халатно. Нередко они мирно беседовали с минерами повстанцев. Не помогли и публичные казни партизан-диверсантов и других патриотов.
Партизанское движение и нападения на отдельные отряды карателей не прекращались. Переезды даже крупных воинских отрядов оставались опасным делом. По признанию Шеферда, только на минах было подорвано более ПО автомобилей и броневиков [16, стр. 102]. Мины закладывались прямо под носом у оккупантов.
«Талеб, казалось, одерживал верх, а солдаты султана отсиживались в своих лагерях или занимались буксировкой подбитых автомашин» [16, стр. 103]. Летом 1958 г. взрывы мин были организованы повстанцами в самой столице султана.
Деятельность партизанских групп простерлась на северо-запад, вплоть до г. Ибри.
Попытки оккупантов перехватить инициативу не достигли цели. В частности, не удалась попытка выманить основные повстанческие отряды с гор, с тем чтобы поставить их под удар английской авиации.
К концу 1958 г. повстанческое движение вновь активизировалось и стало угрожать самому существованию оккупационного режима. «Султанские войска едва удерживали свои рубежи даже при поддержке авиации» [16, стр. 200].
Как уже говорилось, в обстановке непрекращавшейся вооруженной борьбы английские империалисты оказывали маскатскому султану всестороннюю военную поддержку. Кроме сохранявшихся в султанате бронетанкового отряда и специальных инженерно-саперных групп все более активную роль стали играть соединения Оманских скаутов. В январе 1958 г. между Маскатом и Англией был заключен новый договор, по которому Англия обязалась усилить военную помощь султану и, в частности, направить в его распоряжение новую группу офицеров. Выступая в палате общин, Селвин Ллойд заявил, что английское правительство окажет содействие в усилении вооруженных сил султаната и, в частности, в создании маскатской военной авиации, а также частично возьмет на себя содержание вооруженных сил Маската [18, стр. 50; 12, 9.11 и 1. VIII. 1958].
Однако эти меры не могли изменить положения. Становилось все более ясным, что султан не сможет справиться с непокорными племенами. Уже в начале осени 1958 г.