История Арабских стран
ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ВОССТАНИЕ В ОМАНЕ В 1957—1959 ГГ.
конфликте не явился на заседание, обеспечив тем самым большинство сторонникам Англии [18, стр. 12].
Вопрос об Омане вновь был поднят арабскими странами в 1960 г., когда они предложили включить его в повестку работы 15-й сессии Генеральной Ассамблеи. Ввиду сопротивления основных империалистических стран и их союзников вопрос об Омане вновь не был обсужден, так как за его включение было подано менее 2/3 голосов [18, стр. 13].
Однако было ясно, что тактика препятствования обсуждению оманского вопроса в ООН обречена на неудачу. В 1960 г. в число членов ООН вступили многие получившие независимость страны Африки. Делегации имамата значительно усилили свою активность, проведя несколько поездок по странам социалистического лагеря и афро-азиатского блока. Вновь дебатировался вопрос о принятии Омана в состав Лиги арабских государств [23, 22.УШ и 11.IX.1959; 47, 2.Ш, 5.1Х и 19.УШ.1959; 31, 1 и 6.1Х.1959].
В этой обстановке Маскатское правительство и Англия (используя фактор военного поражения повстанцев) пытались достигнуть договоренности с руководителями и маматского движения. Этим путем они надеялись ликвидировать юридическую основу оманского вопроса. Через подставных лиц имаму и другим руководителям имамата было передано предложение начать переговоры об урегулировании конфликта. Предварительные контакты завершились неофициальными встречами между делегатами имама и представителями английского правительства в июле 1960 г. в Бейруте. На этих встречах оманские делегаты как основу для переговоров выдвинули следующие условия: восстановление статус-кво 1955 г. и признание права Омана на независимость, вывод английских войск, выплата компенсации, освобождение политических заключенных. После длительного обсуждения условий имама английские представители в декабре 1960 г. заявили, что готовы начать переговоры, но только на условиях прекращения партизанских действий и отказа от жалобы в ООН. Новые неофициальные встречи состоялись и в дальнейшем, например в январе и феврале 1961 г. Однако ввиду несовместимости выдвигаемых сторонами условий переговоры были прекращены [40, стр. 181; 18, стр. 54; 43, стр. 9, 54—58; 33, стр. 92—94].
Провал переговоров английских представителей с лидерами имамата вновь ознаменовал перенос основной деятельности по оманскому вопросу в ООН. В 1961, 1962, 1963 и 1964 гг. оманский вопрос вновь разбирался в различных комитетах ООН и снова рекомендации о его рассмотрении Генеральной Ассамблеей не были приняты [17, 29.1Х и 12.ХП.1962; 14, 30.1Х.1962; 18, стр. 13, 14]. Генеральный секретарь ООН для изучения проблемы на месте направил в Маскат своего специального уполномоченного шведского дипломата Рибинга.
Основным вопросом, по которому разошлись обе группировки, был вопрос возможности и целесообразности ведения мирных переговоров с англо-маскатскими оккупантами. Вторая не менее важная причина расхождения — вопрос о политической ориентации в арабском мире. В то время как имам и его сторонники склонялись в основном к ориентации на Саудовскую Аравию, среди сторонников аль-Хариси были сильны проегипетские настроения. Хотя этот раскол в начале 1964 г. был ликвидирован [14, 24.1.1964], разногласия остались. Но отныне они проявляются не среди традиционного руководства, а между этим руководством и новым поколением в национально-освободительном движении. В статье, опубликованной в кувейтской газете «Ат-Талиа» 29 июля 1964 г., автор писал относительно традиционного руководства оманского движения: «Оно непригодно для того, чтобы руководить народной революцией. Народная революция возможна только при условии, если ее совершают настоящие революционеры». В статье одинаково острой критике подвергались и имам, и его брат шейх Талеб, и Сулейман бен Химьяр, и Салех бен Иса аль-Хариси [см. также: 25, 16.VIII