История Арабских стран
ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ВОССТАНИЕ В ОМАНЕ В 1957—1959 ГГ.
Договор предусматривал, что иски, предъявленные оманцам, должны «решаться справедливо, согласно законам ислама» [18, стр. 92—93].
С точки зрения международного права Сибский договор — весьма несовершенный документ. Формулировки его крайне расплывчаты, что дает основание оспаривать юридические права имамата на независимость и суверенитет.
Однако комиссия ООН по Оману, рассматривая вопрос о практическом применении условий Сибского договора, пришла к следующему выводу: «Широкий перечень вопросов, которые рассматривались султаном исключенными из его юрисдикции в соответствии с Сибским договором (соглашением), заставляет комиссию задавать вопрос, были ли вообще какие-либо вопросы, не входящие в понятие „внутренние дела". Широкое толкование этого пункта, явно принятое султаном, серьезно подкрепляет утверждение, что договор (соглашение) признавал независимость внутренних районов, или имамата» [18, стр. 74].
К середине нашего века экономика имамата базировалась почти исключительно на сельском хозяйстве. Как земледелие, так и скотоводство почти повсеместно сохраняли натуральный или полунатуральный характер. Единственным продуктом сельского хозяйства, имевшим серьезное значение для рынка, были финики. Они составляли, в частности, основной продукт оманского вывоза. Только з немногих городках сохранялись некоторые отрасли местного ремесла: ткачество, производство несложных сельскохозяйственных орудий, обуви, холодного оружия и некоторых других изделий специфически местного потребления. Природные богатства страны были совершенно не разведаны. Известные запасы (уголь, железо и др.), за исключением поваренной соли, не использовались.
Внешняя торговля имамата целиком находилась в руках купечества прибрежных городов (особенно Матраха, Маската и Сура), которое было в основном индийским по происхождению. Местное купечество экономически было исключительно слабо. В стране сохранялись внутренние таможенные барьеры.
Имамат Оман и маскатский султанат оставались, пожалуй, самыми отсталыми в экономическом, социальном и политическом отношениях районами Аравийского полуострова. Жизнь города и деревни регламентировалась духовной организацией ибадитской секты ислама. Ибадизм был господствующей государственной религией. Приверженцы других сект и вероисповеданий не могли быть допущены к высоким постам в государственном аппарате [52, стр. 112]. В имамате и сультанате сохранялось рабство.
На все стороны жизни этого района Аравийского полуострова решающий отпечаток накладывала родо-племенная организация. Каждое племя или его подразделение имело более или менее четко определенную территорию — «дира», или «дар». Дира являлась общеплеменным достоянием, которым теоретически могли пользоваться все члены племени. Однако значительная часть наиболее плодородных и удобных сельскохозяйственных угодий, в основном пахотных земель и садов, находилась в частном владении верхушки племен, в первую очередь родо-племенных вождей [48, стр. 51]. Племена, общее число которых достигало во всем Омане 200, составляли сложную иерархию влиятельных, союзных и подчиненных групп. Могущественные племена Бени Харис, Бени Бу Али и Бени Рьям выделялись своим влиянием среди массы других, более мелких племен. Под их сюзеренитетом находились многие племена-вассалы и племена-союзники [13, стр. 99].
Имамат являлся объединением непрочно связанных друг с другом мелких феодальных княжеств и племен. Однако от ряда дру