История Арабских стран

ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ВОССТАНИЕ В ОМАНЕ В 1957—1959 ГГ.

Договор предусматривал, что иски, предъявленные оманцам, должны «решаться справедливо, согласно законам ислама» [18, стр. 92—93].

С точки зрения международного права Сибский договор — весьма несовершенный документ. Формулировки его крайне рас­плывчаты, что дает основание оспаривать юридические права има­мата на независимость и суверенитет.

Однако комиссия ООН по Оману, рассматривая вопрос о прак­тическом применении условий Сибского договора, пришла к сле­дующему выводу: «Широкий перечень вопросов, которые рассмат­ривались султаном исключенными из его юрисдикции в соответ­ствии с Сибским договором (соглашением), заставляет комиссию задавать вопрос, были ли вообще какие-либо вопросы, не входя­щие в понятие „внутренние дела". Широкое толкование этого пунк­та, явно принятое султаном, серьезно подкрепляет    утверждение, что договор   (соглашение)   признавал независимость    внутренних районов, или имамата» [18, стр. 74].

К середине нашего века экономика имамата базировалась почти исключительно на сельском хозяйстве. Как земледелие, так и ско­товодство почти повсеместно сохраняли натуральный или полуна­туральный характер. Единственным продуктом сельского хозяйства, имевшим серьезное значение для рынка, были финики. Они состав­ляли, в частности, основной продукт оманского вывоза. Только з немногих городках сохранялись некоторые отрасли местного ре­месла: ткачество, производство несложных сельскохозяйственных орудий, обуви, холодного оружия и некоторых других изделий спе­цифически местного потребления. Природные богатства страны были совершенно не разведаны. Известные запасы (уголь, железо и др.), за исключением поваренной соли, не использовались.

Внешняя торговля имамата целиком находилась в руках ку­печества прибрежных городов (особенно Матраха, Маската и Сура), которое было в основном индийским по происхождению. Местное купечество экономически было исключительно слабо. В стране сохранялись внутренние таможенные барьеры.

Имамат Оман и маскатский султанат оставались, пожалуй, са­мыми отсталыми в экономическом, социальном и политическом отношениях районами Аравийского полуострова. Жизнь города и деревни регламентировалась духовной организацией ибадитской секты ислама. Ибадизм был господствующей государственной рели­гией. Приверженцы других сект и вероисповеданий не могли быть допущены к высоким постам в государственном аппарате [52, стр. 112]. В имамате и сультанате сохранялось рабство.

На все стороны жизни этого района Аравийского полуострова решающий  отпечаток  накладывала   родо-племенная   организация. Каждое племя или его подразделение имело более или менее четко определенную территорию — «дира», или «дар». Дира являлась об­щеплеменным достоянием, которым теоретически    могли    пользо­ваться все члены племени. Однако значительная часть    наиболее плодородных и удобных сельскохозяйственных угодий, в основном пахотных земель и садов, находилась в частном владении верхуш­ки племен, в первую очередь родо-племенных вождей [48, стр. 51]. Племена, общее число которых достигало во всем Омане 200, составляли сложную иерархию влиятельных, союзных и подчинен­ных групп. Могущественные племена Бени Харис, Бени    Бу Али и Бени Рьям выделялись своим влиянием среди массы других, бо­лее мелких племен. Под    их сюзеренитетом    находились    многие племена-вассалы и племена-союзники [13, стр. 99].

    Имамат являлся объединением непрочно связанных друг с другом мелких феодальных княжеств и племен. Однако от ряда дру

Оглавление

01

02

01

02