История Арабских стран

АССОЦИАЦИЯ АЛЖИРСКИХ УЛЕМОВ В БОРЬБЕ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ АЛЖИРА

В Париж была послана объединенная делегация улемов и «избран­ников», принявшая участие в «банкете протеста», организованном Ассоциацией студентов-мусульман во Франции, а в самом Алжире летом. 1933 г. «избранники» в знак солидарности с улемами начали в массовом порядке подавать в отставку (в июле — августе 1933 г. ушло около 1600 «избранников» в департаменте Константина, бо­лее ШО в департаменте Алжир, несколько меньше в департамен­те Уран).   Федерации избранников   примыкали к организовывав­шимся  по  призыву  реформаторов  антиколониальным  кампаниям ооикота. Ьлизкая к «избранникам» газета «Ан-Наджах» даже ука­зывала, что бойкот — «это джихад, дающий значительный эффект Р. Т. влекущий за собой возмездия» [4, 1934, № 9, стр.    540—542]. Реформаторы неоднократно проводили народные шествия и митин­ги совместно с «избранниками».

В мае 1934 г., когда специальная комиссия «по делам мусуль­ман» в Париже рассматривала вопрос «о пресечении антифранцуз-скои пропаганды в мечетях, частных школах и прессе», реформа­торы и «нотабли» (т. е. «избранники» и представители буржуазно-аристократических   мусульманских   семейств)   Алжира   и   Блиды образовали Комитет защиты мусульманских свобод,  а в городах 1лемсене и Константине прошли многолюдные демонстрации про­теста. На 10-тысячном митинге в Константине с протестом против подавления демократических прав мусульман выступил председа­тель  Федерации избранников департамента  Константина  Мухам­мед Ьен Джаллул, который всегда уверял, что он —слуга Фран­ции, говорит и думает по-французски, плохо зная арабский    язык [о, стр. гт\, На этом же митинге выступил Бен Бадис, сказавший: «несмотря на нашу добрую волю, наше терпение    и даже    наши уступки,  провокации  продолжаются...  Мы  энергично    протестуем против всякой попытки урезать наши религиозные свободы, поотив всякого посягательства на  образование    на  арабском    языке,    и всякой попытки заткнуть рот нашей прессе» [4, 1934, № 9, стр. 546] невзирая на ассимиляторские взгляды Бен Джаллула, реформа­торы  учитывая его популярность, сотрудничали с ним: под многи­ми ооращениями его подписи стояли рядом с подписями Бен Бадиса, его статьи печатались в газете реформаторов «Ля Дефанс», а другая их газета, «Ас-Сабит», называла Бен Джаллула «алжир­ским Ганди» и «Заглул-пашой Алжира» [4, 1935, № 3, стр.  154].

Подъем национально-освободительного движения в Алжире, выразившийся в учащении народных митингов и демонстраций, распространении патриотических листовок, стычках с полицией и войсками, поджогах ферм европейских колонистов и кампаниях бойкота французских товаров, серьезно встревожил правительство Франции. Совершивший в марте 1935 г. поездку по Алжиру фран­цузский министр внутренних дел Марсель Ренье заявил, что «власть должна уважаться» и, «если необходимо, она применит силу» [17, стр. 76—77]. В подтверждение этой угрозы 30 марта 1935 г. был издан печально «знаменитый» декрет Ренье, предусмат­ривавший заключение в тюрьму на два года и крупный денежный штраф за побуждение «туземцев французских колоний или протек­торатов... к беспорядкам или манифестациям против французского суверенитета» [19, стр. 234]. Декрет этот, направленный против всех отрядов антиколониального движения в Алжире, способствовал их сближению.

С 1935 г. улемы-реформаторы установили единство действий с алжирскими коммунистами. Несмотря на глубокие идеологические разногласия между ними, оба движения с момента их зарождения почти не сталкивались и не соперничали, ибо опирались на совер­шенно различные социальные круги: компартия вела работу глав­ным образом среди европейских промышленных рабочих и служа­щих, алжирских батраков и докеров; улемы-реформаторы были влиятельны в первую очередь среди традиционной мусульманской буржуазии и интеллигенции, городских мелкобуржуазных слоев — ремесленников, мелких торговцев и т. п. Отношение улемов к ком-; мунизму в какой-то мере характеризуют следующие цитаты из «Аш-Шихаба» за июль 1932 г.: «Советизм порожден эксцессами капитализма... Борьба между ними может привести ко всеобщей войне... Народы могут избежать этой катастрофы, только приняв ислам» [4, 1933, № I

Оглавление

01

02

01

02