История Арабских стран
АССОЦИАЦИЯ АЛЖИРСКИХ УЛЕМОВ В БОРЬБЕ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ АЛЖИРА
В Париж была послана объединенная делегация улемов и «избранников», принявшая участие в «банкете протеста», организованном Ассоциацией студентов-мусульман во Франции, а в самом Алжире летом. 1933 г. «избранники» в знак солидарности с улемами начали в массовом порядке подавать в отставку (в июле — августе 1933 г. ушло около 1600 «избранников» в департаменте Константина, более ШО в департаменте Алжир, несколько меньше в департаменте Уран). Федерации избранников примыкали к организовывавшимся по призыву реформаторов антиколониальным кампаниям ооикота. Ьлизкая к «избранникам» газета «Ан-Наджах» даже указывала, что бойкот — «это джихад, дающий значительный эффект Р. Т. влекущий за собой возмездия» [4, 1934, № 9, стр. 540—542]. Реформаторы неоднократно проводили народные шествия и митинги совместно с «избранниками».
В мае 1934 г., когда специальная комиссия «по делам мусульман» в Париже рассматривала вопрос «о пресечении антифранцуз-скои пропаганды в мечетях, частных школах и прессе», реформаторы и «нотабли» (т. е. «избранники» и представители буржуазно-аристократических мусульманских семейств) Алжира и Блиды образовали Комитет защиты мусульманских свобод, а в городах 1лемсене и Константине прошли многолюдные демонстрации протеста. На 10-тысячном митинге в Константине с протестом против подавления демократических прав мусульман выступил председатель Федерации избранников департамента Константина Мухаммед Ьен Джаллул, который всегда уверял, что он —слуга Франции, говорит и думает по-французски, плохо зная арабский язык [о, стр. гт\, На этом же митинге выступил Бен Бадис, сказавший: «несмотря на нашу добрую волю, наше терпение и даже наши уступки, провокации продолжаются... Мы энергично протестуем против всякой попытки урезать наши религиозные свободы, поотив всякого посягательства на образование на арабском языке, и всякой попытки заткнуть рот нашей прессе» [4, 1934, № 9, стр. 546] невзирая на ассимиляторские взгляды Бен Джаллула, реформаторы учитывая его популярность, сотрудничали с ним: под многими ооращениями его подписи стояли рядом с подписями Бен Бадиса, его статьи печатались в газете реформаторов «Ля Дефанс», а другая их газета, «Ас-Сабит», называла Бен Джаллула «алжирским Ганди» и «Заглул-пашой Алжира» [4, 1935, № 3, стр. 154].
Подъем национально-освободительного движения в Алжире, выразившийся в учащении народных митингов и демонстраций, распространении патриотических листовок, стычках с полицией и войсками, поджогах ферм европейских колонистов и кампаниях бойкота французских товаров, серьезно встревожил правительство Франции. Совершивший в марте 1935 г. поездку по Алжиру французский министр внутренних дел Марсель Ренье заявил, что «власть должна уважаться» и, «если необходимо, она применит силу» [17, стр. 76—77]. В подтверждение этой угрозы 30 марта 1935 г. был издан печально «знаменитый» декрет Ренье, предусматривавший заключение в тюрьму на два года и крупный денежный штраф за побуждение «туземцев французских колоний или протекторатов... к беспорядкам или манифестациям против французского суверенитета» [19, стр. 234]. Декрет этот, направленный против всех отрядов антиколониального движения в Алжире, способствовал их сближению.
С 1935 г. улемы-реформаторы установили единство действий с алжирскими коммунистами. Несмотря на глубокие идеологические разногласия между ними, оба движения с момента их зарождения почти не сталкивались и не соперничали, ибо опирались на совершенно различные социальные круги: компартия вела работу главным образом среди европейских промышленных рабочих и служащих, алжирских батраков и докеров; улемы-реформаторы были влиятельны в первую очередь среди традиционной мусульманской буржуазии и интеллигенции, городских мелкобуржуазных слоев — ремесленников, мелких торговцев и т. п. Отношение улемов к ком-; мунизму в какой-то мере характеризуют следующие цитаты из «Аш-Шихаба» за июль 1932 г.: «Советизм порожден эксцессами капитализма... Борьба между ними может привести ко всеобщей войне... Народы могут избежать этой катастрофы, только приняв ислам» [4, 1933, № I