История Арабских стран
АССОЦИАЦИЯ АЛЖИРСКИХ УЛЕМОВ В БОРЬБЕ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ АЛЖИРА
Этим они выгодно отличались от образованной верхушки мусульман довоенного периода, для которой были характерны плохое знание французского и даже арабского литературного языка, отсутствие навыков и средств общения с массами (например, через прессу, школы, собрания), привязанность к расположенным в сельской местности завиям и, как прямое следствие этого, подчиненность марабутам, религиозно-догматическая и политическая ограниченность. Кроме того, им не хватало единства целей, руководства и .коллективных усилий. В этом отношении Бен Бадис и его сподвижники также превосходили их. Они были единомышленниками, сразу поняли необходимость объединения своих усилий и практически это реализовали. Уже в № 6 недолго просуществовавшей газеты Бен Бадиса «Аль-Мунтакид» шейх Мбарек аль-Мили выступил со статьей «Угроза алжирскому разуму», а в № 8 была опубликована касыда Тайеба аль-Окби «К искренней вере», подвергавшая ожесточенной критике «язычество» марабутов [24, стр. 284—287].
Начав с пропаганды своих идей в печати и в частных кружках, улемы-реформаторы этим не ограничились. Они старались максимально использовать существовавшую в исламе традицию, согласно которой с проповедью в мечети может выступать любой член мусульманской общины, а не только имам. Однако реализовать это свое право в контролируемых колониальной администрацией мечетях было трудно. Поэтому на первых порах улемы-реформаторы использовали в первую очередь свободные от надзора властей частные мечети, не пренебрегая возможностью выступить и в официальных (например, Бен Бадис постоянно выступал как в официальной мечети Сиди Лахдар, так и в частной, принадлежавшей его семье мечети Сиди Камуш). Одновременно они основывали так называемые свободные мадрасы, т. е. мусульманские школы, не находившиеся под контролем французской администрации или мара-бутских братств. Первая такая школа была создана Бен Бадисом при мечети Сиди Лахдар еще в 1912 г. Постепенно последователи Бен Бадиса, убедившись в успехе своей агитации в печати, приступили к сбору средств среди населения на строительство частных мечетей и свободных мадрас, к организации клубов, кружков и благотворительных обществ под своим контролем. На первых порах, пока улемы-реформаторы только завоевывали массы на свою сторону, они допускали временные блоки с мусульманскими деятелями иных направлений: некоторыми официальными служителями культа, улемами-традициояалистами мара-бутического толка, наименее консервативными шейхами религиозных братств. Известно, например, что сам Бен Бадис сначала, следуя семейной традиции, примыкал к братству Айсауа, а мокаддам (руководитель) братства Кадирийя в Тебессе закрыл в 1928 г. местную завию братства, чтобы самому стать простым учителем в свободной Мадрасе, основанной «ислахистом» (т. е. реформатором) шейхом Ларби Тебесси, незадолго до этого окончившим каирский университет Аль-Азхар. Объединение с традиционалистами происходило на основе борьбы против ассимиляции и в поддержку ислама. «Аш-Шихаб» в феврале 1928 г. осуждал алжирцев, говорящих по-французски: «Как будто бы французский — язык его отцов! Если он мусульманин, то его язык — арабский! Если он алжирский патриот, то его языком также является арабский». Так, выступая на учредительном собрании ассоциации, Бен Бадис говорил: «Мы хотим лишь пробудить от сна наших 'соотечественников, научить их... требовать для себя своей доли жизни в этом мире» [4, 1933, № 1, стр. 15]. Этой же цели служила подчеркнутая лояльность в отношении французских властей. В августе 1932 г. Бен Бадис писал, что его последователи «имеют только одно желание, а именно пользоваться всеми правами детей трехцветного знамени (имеется в виду национальный флаг Франции. — Р. Л.), в той же мере, как и выполнять все их обязанности». «Мы заверяем их, — добавлял Бен Бадис, — что недалек тот день, когда благородная Франция предоставит им все права, которыми обладают французы» [17, стр. ОС]. В тон подобным заявлениям звучали и выражения благодарности генерал-губернатору Алжира за разрешение создать Ассоциацию улемов и ее арабоязычные школы.