История Арабских стран

АССОЦИАЦИЯ АЛЖИРСКИХ УЛЕМОВ В БОРЬБЕ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ АЛЖИРА

Этим они выгодно отличались от образованной верхушки мусульман довоенного периода, для которой были харак­терны плохое знание французского и даже арабского литературно­го языка, отсутствие навыков и средств    общения с массами    (на­пример, через прессу, школы, собрания), привязанность к располо­женным в сельской местности завиям и, как прямое следствие этого, подчиненность марабутам, религиозно-догматическая и полити­ческая ограниченность. Кроме того, им не хватало единства целей, руководства и .коллективных усилий. В этом отношении Бен Бадис и его сподвижники также превосходили их. Они были единомыш­ленниками, сразу поняли необходимость объединения своих усилий и практически это реализовали. Уже в № 6 недолго просущество­вавшей газеты Бен Бадиса «Аль-Мунтакид» шейх Мбарек аль-Ми­ли выступил со статьей «Угроза алжирскому разуму», а в № 8 была опубликована касыда Тайеба аль-Окби «К искренней вере», под­вергавшая ожесточенной критике «язычество» марабутов [24, стр. 284—287].

Начав с пропаганды своих идей в печати и в частных кружках, улемы-реформаторы этим не ограничились. Они старались макси­мально использовать существовавшую в исламе традицию, соглас­но которой с проповедью в мечети может выступать любой член мусульманской общины, а не только имам. Однако реализовать это свое право в контролируемых колониальной администрацией мече­тях было трудно. Поэтому на первых порах улемы-реформаторы использовали в первую очередь свободные от надзора властей ча­стные мечети, не пренебрегая возможностью выступить и в офици­альных (например, Бен Бадис постоянно выступал как в официаль­ной мечети Сиди Лахдар, так и в частной, принадлежавшей его семье мечети Сиди Камуш). Одновременно они основывали так называемые свободные мадрасы, т. е. мусульманские школы, не на­ходившиеся под контролем французской администрации или мара-бутских братств. Первая такая школа была создана Бен Бадисом при мечети Сиди Лахдар еще в 1912 г. Постепенно последователи Бен Бадиса, убедившись в успехе своей агитации в печати, присту­пили к сбору средств среди населения на строительство частных ме­четей и свободных мадрас, к организации клубов, кружков и бла­готворительных обществ под своим контролем.  На первых порах, пока улемы-реформаторы только завоевыва­ли массы на свою сторону, они допускали временные блоки с му­сульманскими деятелями иных направлений: некоторыми офици­альными служителями культа, улемами-традициояалистами мара-бутического толка, наименее консервативными шейхами религиоз­ных братств. Известно, например, что сам Бен Бадис сначала, сле­дуя семейной традиции, примыкал к братству Айсауа, а мокаддам (руководитель) братства Кадирийя в Тебессе закрыл в 1928 г. ме­стную завию братства, чтобы самому стать простым учителем в свободной Мадрасе, основанной «ислахистом» (т. е. реформатором) шейхом Ларби Тебесси, незадолго до этого окончившим каирский университет Аль-Азхар. Объединение с традиционалистами про­исходило на основе борьбы против ассимиляции и в поддержку ис­лама. «Аш-Шихаб» в феврале 1928 г. осуждал алжирцев, говоря­щих по-французски: «Как будто бы французский — язык его от­цов! Если он мусульманин, то его язык — арабский! Если он ал­жирский патриот, то его языком также является арабский».       Так, выступая на учредительном собрании ассоциации, Бен Бадис говорил: «Мы хотим лишь пробудить от сна наших 'соотече­ственников, научить их... требовать для себя своей доли жизни в этом мире» [4, 1933, № 1, стр. 15]. Этой же цели служила подчерк­нутая лояльность в отношении французских властей. В августе 1932 г. Бен Бадис писал, что его последователи «имеют только одно желание, а именно пользоваться всеми правами детей трехцветного знамени (имеется в виду национальный флаг Франции. — Р. Л.), в той же мере, как и выполнять все их обязанности». «Мы заверяем их, — добавлял Бен Бадис, — что недалек тот день, когда благо­родная Франция предоставит им все права, которыми обладают французы» [17, стр. ОС]. В тон подобным заявлениям зву­чали и выражения благодарности генерал-губернатору Алжи­ра за разрешение создать Ассоциацию улемов и ее арабоязычные школы.

Оглавление

01

02

01

02