История Арабских стран
АССОЦИАЦИЯ АЛЖИРСКИХ УЛЕМОВ В БОРЬБЕ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ АЛЖИРА
Так, Амарийя пользовалось поддержкой лишь стрелков местного гарнизона и корпорации бродячих торговцев [6, стр. 55].
За предоставленную им возможность эксплуатировать темноту и суеверия наиболее отсталой части верующих марабуты верой и правдой служили колонизаторам. Они были довольны существовавшим положением и извлекали из него максимум пользы для себя. Естественно, их при этом мало заботили постепенное офранцуживание образованного слоя алжирцев (ибо не эти алжирцы были их опорой), рутинерско-схоластическое вырождение контролировавшейся ими системы религиозного обучения, отсутствие живительных контактов с арабскими странами, переживавшими период культурного подъема, засилье клерикалов, непосредственно назначенных колониальной администрацией. Более того, культурный застой, покорность властям и отсутствие новых веяний как нельзя лучше обеспечивали сохранение влияния марабутов. Борьба против политики ассимиляции и вытеснения образования на аоабском языке франкоязычным, за ликвидацию контроля колонизаторов над иерархией мусульманского культа и за уничтожение влияния связанных с властями марабутов была неизбежна и объективно необходима. Все патриоты Алжира были кровно заинтересованы в лишении французской администрации любых средств идеологического и политического воздействия на массы алжирских мусульман, в подрыве всякой социальной опоры империалистического господства. Выполнение этой задачи в сфере культуры и религии выпало на долю движения улемов-реформаторов.
Возникновение этого движения было подготовлено влиянием на мусульманскую интеллигенцию Алжира идей ан-Нахда (арабского возрождения) и реформации ислама, широко распространенных на араоеком Востоке уже во второй половине XIX в., л о в ситу отмеченных выше обстоятельств нашедших вначале довольно слабый отклик в Алжире. Когда в 1904 г. в Алжир приехал врущий лея .ель мусульманской реформации великий муфтий Египта шейх Мухаммед Абдо, он с трудом смог найти помещение, чтобы выступить с лекцией, перед аудиторией всего из нескольких человек.
Все газеты широко освещали положение в мусульманском мире. И хотя «Ан-Наджах» не выступал с последовательно патриотических позиций, само его существование было крамолой в глазах колониальных властей, отрицательно относившихся к любым не исходившим непосредственно от них изданиям на арабском языке, которые по закону от 1881 г. считались «иностранными».
Первое послевоенное десятилетие в Алжире примечательно активным включением в общественную деятельность мусульманских интеллигентов, вернувшихся после завершения образования в арабских университетах за границей.
Среди них наиболее яркой и талантливой личностью был шейх Абд аль-Хамид Бен Бадис (1889—1940), выходец из буржуазно-аристократической семьи, выпускник университета Зитуна, по окончании которого в 1918 г. он совершил хадж в Мекку, а затем стал учительствовать в родной Константине. Уже тогда в созданном им частном кружке из представителей интеллигенции он горячо проповедовал теории Джамаль ад-Дина аль-Афгани и шейха Абдо. В 1922 г. он начал издавать на арабском языке газету «Аль-Мун-такид», которая вскоре (после выхода 18 номеров) была запрещена колониальными властями2. Вместо нее Бен Бадис в 1924 г. начал издавать на собственные средства ежемесячный журнал «Аш-Шихаб». С первых же номеров журнал развернул систематическую критику феодальной аристократии, марабутов и религиозных братств.