История Арабских стран

АССОЦИАЦИЯ АЛЖИРСКИХ УЛЕМОВ В БОРЬБЕ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ АЛЖИРА

Именно в это время влияние реформаторов, ранее ограниченное во­сточными районами страны и г. Алжиром, начинает распростра­няться на западные области прежде всего благодаря усилиям Ба-шира аль-Брахими, переехавшего в Тлемсен, и шейха Сайда аз-За-хири, обосновавшегося в Оране.               Вместе с тем циркуляр обрушивался на «коммунистическую агитацию» в дуарах (селениях). «Оба движения, ваххабитское и коммунистическое, — говорилось далее, — делают необходимой особую бдительность с нашей стороны». В этой связи давалась ин­струкция преследовать в судебном порядке всякого, кто скажет публично слово, «которое может показаться подрывающим устои».

Сам тон циркуляра и тот факт, что улемы-реформаторы рас­сматриваются в нем как представляющие не меньшую для коло­ниального режима опасность, чем коммунисты, свидетельствовал о серьезности и остроте первого открытого столкновения привер­женцев Бен Бадиса с французскими властями. Стоявшие до этого момента формально вне политики «ислахисты» впервые предстали перед общественным мнением страны как антиколониалисты и пат­риоты, как неотъемлемая часть национально-освободительного дви­жения в Алжире. Это полностью подтвердилось последующими со­бытиями.

24 февраля 1933 г., после вторичного запрещения шейху аль-Ок­би выступать в столичной мечети, несколько сот мусульман собра­лись у префектуры, требуя отменить запрет. Посетивший префекту­ру от их имени муниципальный советник Шекикен вернулся к тол­пе с успокоительным заявлением: «Завтра шейх аль-Окби возобно­вит свои выступления». Однако на следующий день против этого выступили газеты, находившиеся под контролем властей, а префект, приняв 2 марта делегацию во главе с Шекикеном, объявил, что «мусульманская общественность» якобы против возобновления вы­ступлений шейха. 3 марта около тысячи алжирцев собрались на од­ной из столичных площадей на митинг протеста, который был ра­зогнан полицией с помощью роты сенегальских стрелков. 30 алжир­цев (в том числе европеец-коммунист) были арестованы «за избие­ние агентов полиции» [4, 1933, № 4, стр. 240].

Таким образом, первое же столкновение улемов-реформаторов с колониальными властями приняло сугубо политический характер. В то же время оно продемонстрировало значительность влияния «ислахистов» в массах и готовность других отрядов антиколони­ального движения (прежде всего коммунистов, а также либераль­ных национал-реформистов типа Шекикена) оказать им поддерж­ку. В дальнейшем все аспекты деятельности Ассоциации улемов в области религии, культуры, просвещения и социальных мероприя­тий тесно увязывались с политической деятельностью, осуществляв­шейся реформаторами на деле вопреки их официально провозгла­шавшейся аполитичности в теории.

В своей практике Бен Бадис и его сторонники, не отказываясь полностью от методов привлечения масс, применявшихся марабу­тами (например, путем использования личного авторитета того или иного шейха), основной упор делали на современные методы орга­низации: создававшиеся на местах кружки и комитеты ассоциации  созывали собрания последователей «ислахиз,ма», старались полно­стью поставить под свой контроль все местные религиозные и куль­турные учреждения, распространяли печатные материалы ассоциа­ции  (не только официально издававшуюся   прессу, но и листовки по тому или иному поводу), создавали различные объединения (те­атральные, литературные, спортивные). Все это должно было при­вести к осуществлению цели, следующим образом сформулирован­ной «Аш-Шихабом» в мае 1934 г.: «Попытаться провести   реформу религиозной, национальной, литературной и научной жизни араб­ского алжирского народа» [4, 1934, № 9, стр. 538]. г) «Определенных успехов на этом  пути реформаторы    достигли. Об этом свидетельствуют признания Хасана, автора направленной против «ислахистов» книги «Как погибнет французский    Алжир».

Оглавление

01

02

01

02