История Арабских стран
АССОЦИАЦИЯ АЛЖИРСКИХ УЛЕМОВ В БОРЬБЕ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ АЛЖИРА
Именно в это время влияние реформаторов, ранее ограниченное восточными районами страны и г. Алжиром, начинает распространяться на западные области прежде всего благодаря усилиям Ба-шира аль-Брахими, переехавшего в Тлемсен, и шейха Сайда аз-За-хири, обосновавшегося в Оране. Вместе с тем циркуляр обрушивался на «коммунистическую агитацию» в дуарах (селениях). «Оба движения, ваххабитское и коммунистическое, — говорилось далее, — делают необходимой особую бдительность с нашей стороны». В этой связи давалась инструкция преследовать в судебном порядке всякого, кто скажет публично слово, «которое может показаться подрывающим устои».
Сам тон циркуляра и тот факт, что улемы-реформаторы рассматриваются в нем как представляющие не меньшую для колониального режима опасность, чем коммунисты, свидетельствовал о серьезности и остроте первого открытого столкновения приверженцев Бен Бадиса с французскими властями. Стоявшие до этого момента формально вне политики «ислахисты» впервые предстали перед общественным мнением страны как антиколониалисты и патриоты, как неотъемлемая часть национально-освободительного движения в Алжире. Это полностью подтвердилось последующими событиями.
24 февраля 1933 г., после вторичного запрещения шейху аль-Окби выступать в столичной мечети, несколько сот мусульман собрались у префектуры, требуя отменить запрет. Посетивший префектуру от их имени муниципальный советник Шекикен вернулся к толпе с успокоительным заявлением: «Завтра шейх аль-Окби возобновит свои выступления». Однако на следующий день против этого выступили газеты, находившиеся под контролем властей, а префект, приняв 2 марта делегацию во главе с Шекикеном, объявил, что «мусульманская общественность» якобы против возобновления выступлений шейха. 3 марта около тысячи алжирцев собрались на одной из столичных площадей на митинг протеста, который был разогнан полицией с помощью роты сенегальских стрелков. 30 алжирцев (в том числе европеец-коммунист) были арестованы «за избиение агентов полиции» [4, 1933, № 4, стр. 240].
Таким образом, первое же столкновение улемов-реформаторов с колониальными властями приняло сугубо политический характер. В то же время оно продемонстрировало значительность влияния «ислахистов» в массах и готовность других отрядов антиколониального движения (прежде всего коммунистов, а также либеральных национал-реформистов типа Шекикена) оказать им поддержку. В дальнейшем все аспекты деятельности Ассоциации улемов в области религии, культуры, просвещения и социальных мероприятий тесно увязывались с политической деятельностью, осуществлявшейся реформаторами на деле вопреки их официально провозглашавшейся аполитичности в теории.
В своей практике Бен Бадис и его сторонники, не отказываясь полностью от методов привлечения масс, применявшихся марабутами (например, путем использования личного авторитета того или иного шейха), основной упор делали на современные методы организации: создававшиеся на местах кружки и комитеты ассоциации созывали собрания последователей «ислахиз,ма», старались полностью поставить под свой контроль все местные религиозные и культурные учреждения, распространяли печатные материалы ассоциации (не только официально издававшуюся прессу, но и листовки по тому или иному поводу), создавали различные объединения (театральные, литературные, спортивные). Все это должно было привести к осуществлению цели, следующим образом сформулированной «Аш-Шихабом» в мае 1934 г.: «Попытаться провести реформу религиозной, национальной, литературной и научной жизни арабского алжирского народа» [4, 1934, № 9, стр. 538]. г) «Определенных успехов на этом пути реформаторы достигли. Об этом свидетельствуют признания Хасана, автора направленной против «ислахистов» книги «Как погибнет французский Алжир».