История Арабских стран

АССОЦИАЦИЯ АЛЖИРСКИХ УЛЕМОВ В БОРЬБЕ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ АЛЖИРА

Нет сомнения, однако, в том, что все приведенные выше факты свидетельствовали лишь о тактической гибкости улемоз-реформато-ров, а отнюдь не об отступлении от их главных целей.    Об    этом свидетельствует прежде всего их реакция на торжества, устроенные колониальными властями в 1930 г. по случаю    столетия   прихода французов в Алжир. Еще до 1930 г., а особенно после него, привер­женцы Бен Бадиса всячески пропагандировали по всей стране все, что было связано с исламом, арабской культурой и славным про­шлым арабов. Именно в 1930 г. «Аш-Шихаб»   выступил   с резким осуждением «натурализации», т. е. получения некоторыми алжир­цами французского гражданства с одновременным отказом от так называемого кораннческого статуса  (т. е. от подчинения шариату, его запретам и предписаниям, подсудности кадию, ношения тради­ционной мусульманской    одежды и т. п.) [4, 1933, Лг° 5, стр. 267]. При этом допускались и определенные перехлесты в националисти­ческой  агитации.  В  сентябре  1931  г.  «Аш-Шихаб» указывал,  что Запад все блага получил с Востока, а именно христианство, куль­турные ценности во времена крестовых походов, богатства, награб­ленные во время колониальных захватов. В декабре 1931 г. журнал назвал мусульманское государство Туниса реализацией «республи­ки Платона или королевства Утопии Томаса Мора» [4, 1934, № 4, стр. 279—280]. Под влиянием улемов и другие арабские газеты Ал­жира, занимавшие обычно профранцузскую или нейтральную пози­цию   («Ан-Наджах»,  «Ан-Нур»,  «Аль-Балаг»  и др.), также стали возводить истоки цивилизации Западной Европы к арабским «уни­верситетам Кордовы и Севильи», подчеркивать «неведомый христи­анам гуманизм мусульманских полководцев», называть правление халифа Гаруна ар-Рашида «золотым веком» и т. д. [4,  1934, № 4, стр. 276—279].

Раскол ассоциации произошел не сразу. Враги реформаторов в разное время покинули ряды ассоциации, убедившись в том, что ее руководство прочно стоит на позициях Бен Бадиса и его дру­зей. Но практически уже с сентября 1932 г. существовала соперни­чавшая с ассоциацией организация, постепенно объединявшая во­круг себя врагов «ислахизма». Вначале она называлась Совет уле-мов-традиционалистов, а потом — Общество улемов-суннитоз. В не­го вошли многие марабуты, зависевшие от них улемы, а также Ас­социация бывших учащихся мадрас (официальных) и сторонников французской культуры. Глава этой ассоциации осудил учение ре­форматоров как «подрывную теорию, задерживающую наш мате­риальный и интеллектуальный прогресс» [4, 1933, № 1, стр. 16]. Противники Бен Бадиса также стали создавать свои кружки и органы печати (газету «Ихлас», сатирический журнал «Миаяр»). Однако в полемике и агитации им трудно было состязаться с уле-мами-реформаторами, которым они уступали и в знании ислам­ской догматики, и в знании арабского литературного языка, и в умении привлекать на свою сторону как можно больше сторонни­ков. Кроме того, определенную роль сыграло и то обстоятельство, что вожди реформаторов по своим личным качествам и способно­стям, по образованности и организаторским талантам, по опыту журналистской деятельности и публичных выступлений явно превос­ходили своих соперников. Особенно это относится к Бен Бадису, которого современники называли «Лютером и Кошутом одновре­менно» [9, стр. 61].

Поэтому главным оплотом врагов «ислахизма» стали сельские районы, в которых традиционное влияние марабутских завий не было поколеблено (за исключением Кабилии, где были сильны приверженцы Бен Бадиса). В городах же верующие все чаще стали отказываться от «зияра» (т. е. связанного со всевозможными под­ношениями паломничества к гробницам и завиям марабутов), за­меняя его взносом в казну местного филиала Ассоциации улемов [11, стр. 42].                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    В развернувшейся между реформаторами и их врагами борьбе за влияние на массы мусульман Бен Бадис и его приверженцы постепенно завоевали авторитет у большинства жителей городов. Уже в ноябре.1932 г. они послали в крупнеейшие города и центры страны 20 хорошо подготовленных ораторов для пропаганды «ис­лахизма» путем чтения лекций в кружках и клубах, проповедей з мечетях и прочих публичных выступлений [4, 1933, № 4, стр. 239].

Оглавление

01

02

01

02