История Арабских стран
АССОЦИАЦИЯ АЛЖИРСКИХ УЛЕМОВ В БОРЬБЕ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ АЛЖИРА
Нет сомнения, однако, в том, что все приведенные выше факты свидетельствовали лишь о тактической гибкости улемоз-реформато-ров, а отнюдь не об отступлении от их главных целей. Об этом свидетельствует прежде всего их реакция на торжества, устроенные колониальными властями в 1930 г. по случаю столетия прихода французов в Алжир. Еще до 1930 г., а особенно после него, приверженцы Бен Бадиса всячески пропагандировали по всей стране все, что было связано с исламом, арабской культурой и славным прошлым арабов. Именно в 1930 г. «Аш-Шихаб» выступил с резким осуждением «натурализации», т. е. получения некоторыми алжирцами французского гражданства с одновременным отказом от так называемого кораннческого статуса (т. е. от подчинения шариату, его запретам и предписаниям, подсудности кадию, ношения традиционной мусульманской одежды и т. п.) [4, 1933, Лг° 5, стр. 267]. При этом допускались и определенные перехлесты в националистической агитации. В сентябре 1931 г. «Аш-Шихаб» указывал, что Запад все блага получил с Востока, а именно христианство, культурные ценности во времена крестовых походов, богатства, награбленные во время колониальных захватов. В декабре 1931 г. журнал назвал мусульманское государство Туниса реализацией «республики Платона или королевства Утопии Томаса Мора» [4, 1934, № 4, стр. 279—280]. Под влиянием улемов и другие арабские газеты Алжира, занимавшие обычно профранцузскую или нейтральную позицию («Ан-Наджах», «Ан-Нур», «Аль-Балаг» и др.), также стали возводить истоки цивилизации Западной Европы к арабским «университетам Кордовы и Севильи», подчеркивать «неведомый христианам гуманизм мусульманских полководцев», называть правление халифа Гаруна ар-Рашида «золотым веком» и т. д. [4, 1934, № 4, стр. 276—279].
Раскол ассоциации произошел не сразу. Враги реформаторов в разное время покинули ряды ассоциации, убедившись в том, что ее руководство прочно стоит на позициях Бен Бадиса и его друзей. Но практически уже с сентября 1932 г. существовала соперничавшая с ассоциацией организация, постепенно объединявшая вокруг себя врагов «ислахизма». Вначале она называлась Совет уле-мов-традиционалистов, а потом — Общество улемов-суннитоз. В него вошли многие марабуты, зависевшие от них улемы, а также Ассоциация бывших учащихся мадрас (официальных) и сторонников французской культуры. Глава этой ассоциации осудил учение реформаторов как «подрывную теорию, задерживающую наш материальный и интеллектуальный прогресс» [4, 1933, № 1, стр. 16]. Противники Бен Бадиса также стали создавать свои кружки и органы печати (газету «Ихлас», сатирический журнал «Миаяр»). Однако в полемике и агитации им трудно было состязаться с уле-мами-реформаторами, которым они уступали и в знании исламской догматики, и в знании арабского литературного языка, и в умении привлекать на свою сторону как можно больше сторонников. Кроме того, определенную роль сыграло и то обстоятельство, что вожди реформаторов по своим личным качествам и способностям, по образованности и организаторским талантам, по опыту журналистской деятельности и публичных выступлений явно превосходили своих соперников. Особенно это относится к Бен Бадису, которого современники называли «Лютером и Кошутом одновременно» [9, стр. 61].
Поэтому главным оплотом врагов «ислахизма» стали сельские районы, в которых традиционное влияние марабутских завий не было поколеблено (за исключением Кабилии, где были сильны приверженцы Бен Бадиса). В городах же верующие все чаще стали отказываться от «зияра» (т. е. связанного со всевозможными подношениями паломничества к гробницам и завиям марабутов), заменяя его взносом в казну местного филиала Ассоциации улемов [11, стр. 42]. В развернувшейся между реформаторами и их врагами борьбе за влияние на массы мусульман Бен Бадис и его приверженцы постепенно завоевали авторитет у большинства жителей городов. Уже в ноябре.1932 г. они послали в крупнеейшие города и центры страны 20 хорошо подготовленных ораторов для пропаганды «ислахизма» путем чтения лекций в кружках и клубах, проповедей з мечетях и прочих публичных выступлений [4, 1933, № 4, стр. 239].