История Арабских стран
АССОЦИАЦИЯ АЛЖИРСКИХ УЛЕМОВ В БОРЬБЕ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ АЛЖИРА
как мы недостаточно сильны, чтобы ее защитить. Алжирский мусульманский национализм... не является разрушительным взрывом, агрессивным и стремительным возмутителем. Нет, это рывок нации, продолжающей жить, сохраняющей свои национальные особенности, память о своих предках и наследие прошлого. Эта нация протянет руку верности, дружбы, симпатии и приверженности Французской республике, если та в ответ также протянет ей руку дружбы и верности» [17, стр. 90].
Однако этого не хотели могущественные силы во Франции и в среде европейского населения Алжира. В ходе ожесточенной борьбы во Франции правительству Народного фронта не удалось осуществить многих намеченных им преобразований в колониях, в том числе провести через парламент законопроект Блю-ма-Виолетта о значительном расширении политических прав алжирцев. Отклонение этого законопроекта сенатом Франции в 1938 г. вызвало разочарование многих алжирских патриотов, возлагавших определенные надежды на Народный фронт. Этому способствовали также многие трудности, вставшие на пути Мусульманского конгресса: яростное сопротивление европейских колонистов и финансировавшихся ими профашистских организаций какому-либо изменению колониального статуса Алжира, провокации колониальных властей (например, произвольный арест шейха аль-Окби в августе 1936 г. по ложному обвинению в подстрекательстве к убийству великого муфтия Алжира), сложная международная обстановка (близкое соседство охваченной войной Испании, пассивная позиция Франции перед происками германо-итальянского фашизма, агентура которого была весьма активна в Алжире). В этих условиях лишь коммунисты и улемы-реформаторы, сохраняя единство действий, продолжали отстаивать Хартию требований. «Избранники», перессорившись друг с другом, постепенно отошли от них ввиду отстранения Бен Джаллула в октябре 1936 г. с песта председателя исполкома Мусульманского конгресса за выпады против улемов, коммунистов и «так называемого алжирского национализма, которого не существует» [4, 1936, № ю, стр. 532]. В 1937 г. из конгресса фактически вышла «Североафриканская звезда», к тому же официально запрещенная правительством Франции за резкую, открыто антифранцузскую позицию. Вести политическую деятельность становилось все труднее. В июне 1937 г. власти аннулировали избрание в муниципальный совет столицы Алжира. Деятелей реформаторов (Ламина Ламуди) и компартии (Бен Али Букорта). Принятое Мусульманским конгрессом в июне 1937 г. решение об уходе всех «избранников» в отставку большинством из них не было выполнено. Фетва Бен Бадиса в августе 1937 г. против «натурализации» явилась, безусловно, ответом на это предательство «избранников», большинство из которых были «натурализованными» французскими гражданами. На этих условиях улемы-реформаторы,не прекращая политических действий, основное внимание по-прежнему уделяли развитию образования и прессы на арабском языке, борьбе против марабуженедельнике «Аль-Басаир», возникшем в 1936 г., повел пропаганду исламизма и «джазаиризма» (т. е. алжирского национализма). Здесь же начала печататься серия статей Моарека аль-Мили под общим заголовком «Трактат о язычестве и его проявлениях».
В 1937 г. аль-Мили опубликовал их отдельной книгой с предисловием генерального секретаря Ассоциации улемов Ларби Тебесси, который указал, что административный совет ассоциации «во всем согласен с автором», считает, что его сочинение наносит удар «обычаям, вводящим в заблуждение, и предрассудкам, развращающим умы», а также «призывает мусульман изучать этот трактат и действовать в соответствии с ним» [24 стр 7 — 8]. В «Трактате о язычестве и его проявлениях» Мбарек аль-Мили на основе использования трудов французских ученых и путем многочисленных ссылок на богословские сочинения средневековых и новейших мусульманских авторитетов доказывал ложность и вредность языческих представлений о мире. Рассматривая историю язычества со времен Ноя и Авраама, шейх пытался показать его смыст в прошлом и настоящем, уделяя особое внимание сохранившимся до наших дней таким пережиткам язычества, как вера в заклинания, талисманы, в мистический характер власти жрецов любой религии, колдовство, жертвоприношения, «святость» и «благородство» всякого рода шарлатанов от религии. Главным объектом критики автора были марабуты и «шейхи суфийских направлений» (т. е. братств), которых он называл «вожаками и покровителями язычества».