История Арабских стран

АССОЦИАЦИЯ АЛЖИРСКИХ УЛЕМОВ В БОРЬБЕ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ АЛЖИРА

Опираясь на умело направляемое ими общественное мнение му­сульман Алжира и воздействуя различными путями (составление петиций,, посылки делегаций, телеграммы протеста) на обществен­ное мнение в самой Франции, улемы-реформаторы сумели не допус­тить полного исчезновения преследовавшегося колонизаторами национального просвещения на арабском языке, а после победы Народного фронта во Франции в мае 1936 г. еще более активизи­ровали свои усилия в этом направлении. Обычно вновь возникав­шие мадрасы возглавлялись молодыми выпускниками Зитуны и занимали помещение местного клуба или филиала Ассоциации уле­мов. Но в некоторых случаях для мадрас снимались особые помещения.

    Что касается панмагрибизма, то он находил свое выражение в особо тесных связях за пределами Алжира, в частности с тунис­скими партиями «Старый Дустур» и «Новый Дустур», в поддержке выступлений национальных организаций других стран Магриба, в лозунге объединения всех магрибинцев—арабов и берберов, мали-китов и мзабитов, кочевников и оседлых, в идеализации прошлого «Великого Магриба». Иногда лозунг общеарабской нации улемы-реформаторы заменяли на лозунг панмагрибизма: «Североафри-канцы — единая нация», — заявил в 1939 г. при основании кружка «Мусульманская культура» в Париже один из активных деятелей Ассоциации улемов, шейх Мухаммед аль-Хади аз-Захири [13, стр. 24]. Однако все эти лозунги были предназначены скорее для употребления за пределами Алжира, т. е. для противопоставления колонизаторам всех арабов или всех североафриканцев. На самом же деле реформаторы были самыми первыми, наиболее упорными и наиболее последовательными защитниками идеи самобытной ал­жирской нации.

Эту идею Бен Бадис и его последователи отстаивали в ожесто­ченной полемике с различными фракциями национал-реформист­ского движения, которые еще со времен существовавших до пер­вой мировой войны младоалжирских организаций «мусульфран-ков» (т. е. мусульман-французов) стремились лишь к получению алжирцами полных прав французских граждан. «Алжир — фран­цузская земля. Мы — французы с личным статусом мусульман»,— писал в 1931 г. наиболее видный идеолог национал-реформизма, Фархат Аббас [3, стр. 92]. «Если бы я обнаружил „алжирскую на­цию", я был бы националистом, — отмечал он в 1936 г. — Однако я не буду умирать за „алжирское отечество", так как такового не существует. Я его не нашел. Я вопрошал историю, живых и мерт­вых, я посещал могилы, но никто мне о нем не говорил» [15, стр. 314]. «Наше поколение — французское в интеллектуальном от­ношении,— вторил Аббасу уже упоминавшийся Кессус,— хотя оно и сохранило свою религию, язык и нравы. Оно не мыслит себя вне рамок политической жизни Франции» [14, стр. 3]. Ответом на все эти тезисы сторонников ассимиляции и офранцуживания алжирцев были многочисленные статьи в журналах и газетах реформаторов. Наиболее известна статья Бен Бадиса в «Аш-Шихабе» за апрель 1936 г. Прямо отвечая Аббасу, вождь реформаторов заявлял: «Мы тоже искали в прошлом и настоящем и пришли к выводу, что ал­жирская нация сформировалась и существует, как и все остальные на земле. У нее есть история, богатая наиболее высокими примера­ми; у нее есть религиозное и языковое единство, своя культура, свои традиции. И мы говорим, наконец, что эта мусульманская алжирская нация — не Франция, не может быть Францией    и не хочет ею быть» [5, стр. 467]. Последняя фраза Бен Бадиса стала крылатой и с тех пор неоднократно цитировалась в выступлениях национальных лидеров Алжира самого различного направления, предпосылалась в-виде эпиграфа к статьям, книгам и периодиче­ским изданиям патриотического характера.

Несмотря    на  отмеченные    разногласия    с  ассимиляторскими группами национал-реформизма, улемы-реформаторы обычно бло­кировались с ними, когда речь шла о достижении каких-либо кон­кретных политических целей. Так, например, после запрещения им выступать в мечетях они организовали кампанию протеста против   этой меры совместно с федерациями туземных избранников, объ­единявшими в основном ассимиляторски настроенных мусульман — финансовых делегатов, генеральных и муниципальных советников.

Оглавление

01

02

01

02