История Арабских стран
АССОЦИАЦИЯ АЛЖИРСКИХ УЛЕМОВ В БОРЬБЕ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ АЛЖИРА
В истории национально-освободительного движения алжирского народа видное место принадлежит Ассоциации алжирских уле-мов-реформаторов, в течение 25 лет своего существования (1931 — 1956) боровшейся за сохранение национальной и культурной самобытности алжирцев, против попыток колониальной администрации всячески ассимилировать арабов и берберов Алжира, против ее вмешательства в дела мусульманского культа. Несмотря на то что формально деятельность улемов была ограничена рамками культуры и религии, фактически они вели острую политическую борьбу против колониального режима. Специфические рамки и формы этой борьбы в известной степени маскировали ее истинную суть. Однако это обстоятельство ни в коей мере не умаляет той важной роли, которую сыграло движение улемов-реформаторов в новейшей истории Алжира.
В рамках настоящей статьи мы ограничимся рассмотрением деятельности улемов-реформаторов до 1940 г., так как именно в этот период их заслуги перед национально-освободительным движением алжирского народа особенно значительны. Кроме того, именно в этот период возникли и получили всестороннее развитие основные формы их деятельности в самых различных областях: религии, культуре, просвещении, общественной и политической жизни. В дальнейшем все действия реформаторов определялись традициями, сложившимися до 1940 г.
После начала французской колонизации в 1830 г. Алжир долгое время находился в состоянии фактической изоляции от остального арабского мира. «Освоение» страны все возраставшим европейским населением привело, в частности, к упадку арабской культуры и образования на арабском языке. Большинство арабских школ было закрыто. Многие традиционные центры арабо-исламской культуры, в частности завии (укрепленные монастыри) сопротивлявшихся завоевателям религиозных братств, были разгромлены, а многие носители этой культуры (служители культа, шейхи религиозных братств) либо погибли при подавлении бесчисленных восстаний, либо покинули Алжир. В Афлу марабут из братства Рахма-нийя появлялся в форме французского офицера, чтобы, произвести наибольшее впечатление на бедуинов. А марабут из братства Кадирийя ежегодно приезжал в Афлу собирать занят в сопровождении пышной свиты своих последователей; за их бесчисленные подношения, благодаря которым он приобрел 30 тыс. финиковых пальм, он обещал им «место в раю» [6, стр. 55, 223].
О влиянии марабутов в Алжире свидетельствуют следующие данные: в 1930 г. число официально зарегистрированных хва-нов (а практически приверженцев марабутизма было гораздо больше) составляло 256 тыс., а в 1939 г. — уже 400 тыс. [13, стр. 103]. Особенно сильны были в эти годы братство Рахманийя, насчитывавшее только в Алжирской Сахаре 83 тыс. последователей, и братство Тиджаяийя, имевшее свыше 20 тыс. приверженцев на западе страны. Серьезны были также позиции братств Деркауа (в речных долинах департамента Оран), Зиянийя (на юго-западе страны), Айсауа (на востоке). Но следует помнить при этом, что марабуты самых разных братств стремились распространить свое влияние повсюду. Так, например, шейхов Рахманийя можно было встретить помимо Сахары в районе столицы Алжира и во всех горных районах, населенных берберами (берберская фракция Рахманийя даже обнаруживала тенденцию к известной автономии). Шейхи Тиджанийя также обосновались во многих оазисах Сахары и на всех торговых путях страны [4, 1934, № 12, стр. 715]. В 20-х годах кое-где (например, в районе Тебессы) существовали завии некогда могущественного братства Кадирийя, почти повсеместно вытесненного издавна враждовавшим с ним братством Тиджанийя. Во многих крупных центрах страны конкурировали друг с другом сразу несколько братств. Например, в Константине пользовались влиянием одновременно Хансала, Рахманийя, Тиджанийя, Айсауа и Амарийя. При этом наиболее популярно было братство Айсауа, имевшее приверженцев среди всех слоев населения. Влияние других было менее значительным.