История Арабских стран
АССОЦИАЦИЯ АЛЖИРСКИХ УЛЕМОВ В БОРЬБЕ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ АЛЖИРА
Он отмечает, что до возникновения Ассоциации улемов «быть развитым (т. е. приобщившимся к французской культуре. — Р. Л.) было почетно, некоторые французские обычаи получали признание, люоовь к Франции привлекала молодежь». Но с возникновением ассоциации, продолжает Хасан, «возвращение к исламу стало лейтмотивом всех действий мусульман; туземцы стали сохранять свои особенности, определяемые вековыми устоями религии Магомета... личный статус (т. е. подчинение мусульманина предписаниям Корана и шариата. — Р. Л.) стали символом борьбы против офранцуживания; политические действия стали направляться к независимости и восстановлению мусульманской власти; почти всюду открылись кружки, в которых поносили Францию и открыто проповедовали панарабизм; в этих кружках и некоторых других местах запретили говорить по-французски; ношение красной шешиа (национальный головной убор североафриканцев в виде плоской круглой шапочки.— Р. Л.) стало строго соблюдаться... обладатели шляп заменили их фесками или ходили с непокрытой головой» [11, стр. 28—30].
Таким образом, созданный реформаторами за сравнительно короткий период времени «моральный климат» в среде коренного населения страны ставил в исключительно трудное положение всех мусульманских деятелей, продолжавших сотрудничество с колониальной администрацией. Например, в сентябре 1933 г. президент иощества улемов-суннитов и директор газеты «Ихлас» шейх Му-луд аль-Хафиди, выступавший с проповедью «примирения» всех мусульман в мечети г. Бона, был встречен криками верующих-«продался! 1ый — враг Аллаха!». Под градом оскорблений и гнилых помидоров шейх бежал в местную завию братства Алиуа, а его преследователи вступили в драку с хванами Алиуа у самых ворот за-вии. В результате 5 человек были ранены и 60 — арестованы полицией [4, 1934, № 9, стр. 542]. Не удивительно, что профранцузские деятели стали еще более настойчиво требовать пресече ния деятельности улемов-реформаторов. Маликитокий муфтий Алжира Бендали Махмуд даже направил премьер-министру Франции специальную телеграмму, в которой называл реформаторов «горсткой агитаторов, пытающихся сеять смуту в стране» [13, стр. 116].
Колониальные власти также не упускали случая как-либо ограничить деятельность Ассоциации улемов: запрещали газеты, закрывали основанные улемами школы, преследовали в судебном порядке авторов «крамольных» статей или публичных выступлений. В начале 1934 г. ассоциации был нанесен серьезный удар: колониальные власти выслали на юг департамента Оран генерального секретаря ассоциации Ламина Ламуди, лишив его возможности заниматься общественной деятельностью [19, стр. 226]. «В мечети теперь пускают только талебов, находящихся на службе у администрации, — писал в 1935 г. известный журналист и общественный деятель Азиз Кессуе. — Закрыты частные мадрасы, вдохновлявшиеся новейшими методами обучения». По сведениям Кессуса, таких мадрас было с десяток, а учащихся в них (преимущественно взрослых) — около 1 тыс. После их ликвидации осталось около 2 тыс. коранических школ, где «невежественные талебы учат детей лишь зубрить Коран, а сами не знают даже грамматики» [14, стр. 90].
Однако Бен Бадис и его друзья продолжали свою деятельность, несмотря на преследования властей. Они упорно продолжали сбор средств на открытие новых свободных мадрас и использовали всякую возможность для агитации за свободу образования на арабском языке. В декабре 1935 г. проходивший в Тлемеене (в помещении возглавляемого Баширом аль-Брахими клуба «Ас-Саада») 5-й конгресс студентов-мусульман Северной Африки потребовал увеличить число мусульманских начальных школ, ввести учителей-мусульман в состав экзаменационных комиссий, объявить арабский язык в Алжире официальным и обязательным в школе. От всех научных и литературных обществ конгресс потребовал распространять среди коренного населения сведения об исламе, истории арабов и Северной Африки [4, 1935, № 12, стр. 717— 718].