История Арабских стран

АССОЦИАЦИЯ АЛЖИРСКИХ УЛЕМОВ В БОРЬБЕ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ АЛЖИРА

, стр. 12]. Однако в дальнейшем реформаторы уже не сводили своего представления о коммунизме к реакции на «эксцессы капитализма». Оставаясь идейно чуждыми и даже враж­дебными коммунизму, они в то же время почти никогда не были антикоммунистами в политике и признавали роль компартии в деле политического пробуждения масс («коммунизм — это закваска народа», — говорил в связи с этим Бен Бадис) [20 стр. 1]. В свою очередь коммунисты отдавали должное реформаторам и поддер­живали все их антиколониальные действия. Приветствуя организо­ванную в г. Алжире лекцию шейха аль-Окби, центральный орган компартии Алжира газета «Ля Лютт сосиаль» в октябре 1935 г.-выступала в поддержку «желания наших братьев защитить куль­туру (начиная с национального арабского языка) и объединиться? [4, 1936, № 11, стр. 583].

Коммунисты и улемы-реформаторы сыграли решающую роль в образовании после пооеды Народного фронта во Франции единого о.-юка всех национальных организаций страны —Мусульманского конгресса, в который вошли также федерации избранников на диональнонреволюционная организация «Североафриканская звез­да» и другие группировки. Сразу же после победы Народного фронта во Франции «Аш-Шихаб» писал: «Трудящиеся классы и коренные жители колоний, разочарованные правыми партиями и о.шзкие к потере надежды на справедливость самой Франции бновь почувствовали, что их самые большие ожидания возрожда­ются при виде победы Народного фронта и принципов Француз­скойреволюции над силами реакции» [17 стр 81].

Мусульманский конгресс   был   созван 7 июня 1936 г    и в его работе приняли участие около 4 тыс. делегатов. Был избран исполком конгресса во главе с Бен Джаллулом  (в    его состав    вошли также Бен Бадис и шейх аль-Окби), принята Хартия требований главными из которых были отмена, всех исключительных законов амнистия всем политическим заключенным, предоставление    всем алжирцам права голоса, учреждение в парламенте Франции пред­ставительства  от коренного населения  с одновременной ликвида­цией всего аппарата колониального управления (от генерал-губернатора до «туземных» чиновников-кандов), восстановление их прав мусульманской религии,    свободы    образования    и издания прессы на арабском языке [4,  1937, № 9, стр. 427-428].   Вместе с тем руководство конгресса, включая и улемов-реформаторов   еди­нодушно осудило экстремистские действия некоторых организаций таких, как «Зеленая молодежь» и «Зеленая армия пророка»   которые «под прикрытием религии» действовали «наподобие милиций
в некоторых странах, где исчезла всякая свобода». Присоединение реформаторов к этому решению еще раз доказало   что они являются умеренной и зрелой политической партией, свободной от узкого и фанатичного клерикализма.
    

Разумеется, это был тактический шаг реформаторов  их попыт­ка использовать сложившуюся во Франции ситуацию для достиже­ния освооождения Алжира мирными средствами. Эта задача бьша следующим ооразом определена Бен Бадисом в июне 1936Т   «Не зависимость-естественное право каждого существующего народа Многие нации, которые стоят ниже нас по их мощи, научным по знаниям, потенциальным возможностям и цивилизации, уже обрел, независимость...  Вполне возможно,  что когда-нибудь Алжир    достигнет очень высокого уровня морального и материального про­гресса и тогда переменится колониальная политика вообще и Франции в частности. Франция станет обращаться с Алжиром как Англия с Австралией, Канадой и Кейптауном. Алжир получит тог­да широкую самостоятельность и Франция сможет положиться на него, как одна свободная нация на другую. Такова независимость, которую мы предлагаем. Она — не кровавая и не озаренная пламе­нем пожаров, как это представляют наши преступные противники. На эту независимость мы можем рассчитывать со временем и пола­гаясь на волю Франции» [15, стр. 319].

В 1937 г. Бен Бадис в своих уступках пошел еще дальше, за­явив: «Мы хотим, чтобы Алжир стал протекторатом... т.е. демокра­тической нацией под покровительством Франции... Мы не хотим ассимиляции, поскольку она невозможна и лишает нас собственной индивидуальности. Мы не хотим также полной независимости, так

Оглавление

01

02

01

02