История Арабских стран
АССОЦИАЦИЯ АЛЖИРСКИХ УЛЕМОВ В БОРЬБЕ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ АЛЖИРА
, стр. 12]. Однако в дальнейшем реформаторы уже не сводили своего представления о коммунизме к реакции на «эксцессы капитализма». Оставаясь идейно чуждыми и даже враждебными коммунизму, они в то же время почти никогда не были антикоммунистами в политике и признавали роль компартии в деле политического пробуждения масс («коммунизм — это закваска народа», — говорил в связи с этим Бен Бадис) [20 стр. 1]. В свою очередь коммунисты отдавали должное реформаторам и поддерживали все их антиколониальные действия. Приветствуя организованную в г. Алжире лекцию шейха аль-Окби, центральный орган компартии Алжира газета «Ля Лютт сосиаль» в октябре 1935 г.-выступала в поддержку «желания наших братьев защитить культуру (начиная с национального арабского языка) и объединиться? [4, 1936, № 11, стр. 583].
Коммунисты и улемы-реформаторы сыграли решающую роль в образовании после пооеды Народного фронта во Франции единого о.-юка всех национальных организаций страны —Мусульманского конгресса, в который вошли также федерации избранников на диональнонреволюционная организация «Североафриканская звезда» и другие группировки. Сразу же после победы Народного фронта во Франции «Аш-Шихаб» писал: «Трудящиеся классы и коренные жители колоний, разочарованные правыми партиями и о.шзкие к потере надежды на справедливость самой Франции бновь почувствовали, что их самые большие ожидания возрождаются при виде победы Народного фронта и принципов Французскойреволюции над силами реакции» [17 стр 81].
Мусульманский конгресс был созван 7
июня 1936 г и в его работе приняли участие около 4 тыс. делегатов. Был
избран исполком конгресса во главе с Бен Джаллулом (в его состав вошли также
Бен Бадис и шейх аль-Окби), принята Хартия требований главными из которых были
отмена, всех исключительных законов амнистия всем политическим заключенным,
предоставление всем алжирцам права голоса, учреждение в парламенте Франции
представительства от коренного населения с одновременной ликвидацией всего
аппарата колониального управления (от генерал-губернатора до «туземных» чиновников-кандов),
восстановление их прав мусульманской религии, свободы образования и
издания прессы на арабском языке [4, 1937, № 9, стр. 427-428]. Вместе с тем
руководство конгресса, включая и улемов-реформаторов единодушно осудило
экстремистские действия некоторых организаций таких, как «Зеленая молодежь» и
«Зеленая армия пророка» которые «под прикрытием религии» действовали
«наподобие милиций
в некоторых странах, где исчезла всякая свобода». Присоединение реформаторов к
этому решению еще раз доказало что они являются умеренной и зрелой
политической партией, свободной от узкого и фанатичного клерикализма.
Разумеется, это был тактический шаг реформаторов их попытка использовать сложившуюся во Франции ситуацию для достижения освооождения Алжира мирными средствами. Эта задача бьша следующим ооразом определена Бен Бадисом в июне 1936Т «Не зависимость-естественное право каждого существующего народа Многие нации, которые стоят ниже нас по их мощи, научным по знаниям, потенциальным возможностям и цивилизации, уже обрел, независимость... Вполне возможно, что когда-нибудь Алжир достигнет очень высокого уровня морального и материального прогресса и тогда переменится колониальная политика вообще и Франции в частности. Франция станет обращаться с Алжиром как Англия с Австралией, Канадой и Кейптауном. Алжир получит тогда широкую самостоятельность и Франция сможет положиться на него, как одна свободная нация на другую. Такова независимость, которую мы предлагаем. Она — не кровавая и не озаренная пламенем пожаров, как это представляют наши преступные противники. На эту независимость мы можем рассчитывать со временем и полагаясь на волю Франции» [15, стр. 319].
В 1937 г. Бен Бадис в своих уступках пошел еще дальше, заявив: «Мы хотим, чтобы Алжир стал протекторатом... т.е. демократической нацией под покровительством Франции... Мы не хотим ассимиляции, поскольку она невозможна и лишает нас собственной индивидуальности. Мы не хотим также полной независимости, так