История Арабских стран

ПЕРЕВОРОТ В МАРОККО В 1953 г.

В ответ на свержение султана поднялся буквально весь марок­канский народ. Султан стал символом борьбы за независимость. Пострадавший за свои убеждения, лишенный власти и родины, он сгал в полном смысле этого слова национальным героем.

Когда французские власти запретили упоминать его имя в мо­литвах, пишет Энцо Рава, марокканцы перестали посещать мечети, которые они теперь называли не «бейт Аллах» (домом божьим), а «бейт аль-мунафикин» (домом лицемеров), так как считали их оскверненными. Даже те мусульмане, которые до тех пор оставались пассивными, теперь, когда были оскоролены их религиозные чувства, вступили в борьбу с французскими захватчиками [9, стр. 122]. И далее автор иллюстрирует трогательную любовь ма­рокканцев к Мухаммеду бен Юсуфу: девушки давали обет не вы­ходить замуж, женщины — не зажигать света, мужчины — не ку­рить до возвращения султана [9, стр. 122].

Но не только подобным образом, наивно, жители Марокко вы­ражали свой протест против незаконного свержения султана. Французским товарам был объявлен бойкот, что принесло серьез­ные убытки французским фирмам. В политических партиях начал­ся пересмотр тактики борьбы. Если, например, внутри партии Истикляль умеренное крыло считало, что Коран противоречит об­ращению к силе (а это сдерживало революционные возможности этой партии), то после переворота победили сторонники Алляля аль-Фаси, призывавшие к вооруженной борьбе.

Следует подчеркнуть, что марокканская Коммунистическая пар­тия во время подготовки и после осуществления заговора разобла­чала в своих документах, листовках, воззваниях махинации фран­цузских властей. В заявлении от 21 августа 1953 г., озаглавленном «Развернем после гнусного переворота борьбу за независимость. Скоро пробьет час победы», говорилось: «Наглость и цинизм фран­цузских властей, выславших главу марокканского государства и противозаконно посадивших на его место марионетку, дают пред­ставление о подлых методах, которые используют империалисты для осуществления своих авантюристических планов.

Французские власти низложили султана не потому, что он ото­шел от мусульманской религии или отказался проводить демокра­тические реформы, как они это утверждают, а потому, что, понимая законные чаяния марокканского народа, он выступил против попы­ток французского правительства ликвидировать остатки суверени­тета нашей страны» [6, стр. 165].

Авторы заявления подчеркивали: «Марокканский народ под­нялся против пулеметов и танков, против тех, кто подло убивает его сыновей; этим он демонстрирует твердое желание бороться до полного осуществления своего стремления к национальной незави­симости» [6, стр. 167].   .

После переворота в стране стали возникать повстанческие отря­ды, в которых деятельное участие принимала марокканская Комму­нистическая партия (в частности, боевые группы «Черный полуме­сяц», в которых коммунисты участвовали наряду с членами партии Истикляль). Переворот был последней каплей, переполнившей чашу терпения марокканского народа. Переворот 1953 г. был хоро­шим уроком. Он показал, что ни обращения в ООН, ни петиции в Лигу арабских государств, ни разоблачение политических махи­наций французских властей не могут помочь в деле достижения национальной независимости. Перед марокканским народом оста­вался один путь: вооруженной борьбой добиться независимости своей родины. В течение последующих   лет шла упорная борьба,

Оглавление

01

02

01

02