История Арабских стран
ПЕРЕВОРОТ В МАРОККО В 1953 г.
В ответ на свержение султана поднялся буквально весь марокканский народ. Султан стал символом борьбы за независимость. Пострадавший за свои убеждения, лишенный власти и родины, он сгал в полном смысле этого слова национальным героем.
Когда французские власти запретили упоминать его имя в молитвах, пишет Энцо Рава, марокканцы перестали посещать мечети, которые они теперь называли не «бейт Аллах» (домом божьим), а «бейт аль-мунафикин» (домом лицемеров), так как считали их оскверненными. Даже те мусульмане, которые до тех пор оставались пассивными, теперь, когда были оскоролены их религиозные чувства, вступили в борьбу с французскими захватчиками [9, стр. 122]. И далее автор иллюстрирует трогательную любовь марокканцев к Мухаммеду бен Юсуфу: девушки давали обет не выходить замуж, женщины — не зажигать света, мужчины — не курить до возвращения султана [9, стр. 122].
Но не только подобным образом, наивно, жители Марокко выражали свой протест против незаконного свержения султана. Французским товарам был объявлен бойкот, что принесло серьезные убытки французским фирмам. В политических партиях начался пересмотр тактики борьбы. Если, например, внутри партии Истикляль умеренное крыло считало, что Коран противоречит обращению к силе (а это сдерживало революционные возможности этой партии), то после переворота победили сторонники Алляля аль-Фаси, призывавшие к вооруженной борьбе.
Следует подчеркнуть, что марокканская Коммунистическая партия во время подготовки и после осуществления заговора разоблачала в своих документах, листовках, воззваниях махинации французских властей. В заявлении от 21 августа 1953 г., озаглавленном «Развернем после гнусного переворота борьбу за независимость. Скоро пробьет час победы», говорилось: «Наглость и цинизм французских властей, выславших главу марокканского государства и противозаконно посадивших на его место марионетку, дают представление о подлых методах, которые используют империалисты для осуществления своих авантюристических планов.
Французские власти низложили султана не потому, что он отошел от мусульманской религии или отказался проводить демократические реформы, как они это утверждают, а потому, что, понимая законные чаяния марокканского народа, он выступил против попыток французского правительства ликвидировать остатки суверенитета нашей страны» [6, стр. 165].
Авторы заявления подчеркивали: «Марокканский народ поднялся против пулеметов и танков, против тех, кто подло убивает его сыновей; этим он демонстрирует твердое желание бороться до полного осуществления своего стремления к национальной независимости» [6, стр. 167]. .
После переворота в стране стали возникать повстанческие отряды, в которых деятельное участие принимала марокканская Коммунистическая партия (в частности, боевые группы «Черный полумесяц», в которых коммунисты участвовали наряду с членами партии Истикляль). Переворот был последней каплей, переполнившей чашу терпения марокканского народа. Переворот 1953 г. был хорошим уроком. Он показал, что ни обращения в ООН, ни петиции в Лигу арабских государств, ни разоблачение политических махинаций французских властей не могут помочь в деле достижения национальной независимости. Перед марокканским народом оставался один путь: вооруженной борьбой добиться независимости своей родины. В течение последующих лет шла упорная борьба,