История Арабских стран
ПЕРЕВОРОТ В МАРОККО В 1953 г.
Марокко французам право быть избранными в эти комиссии и иметь совещательный голос наравне с лицами марокканской национальности); в) реорганизации органов юстиции.
Во французской ноте в качестве органа исполнительной власти рассматривался Совет визирей и директоров, который был создан в 1947 г. Этот Совет состоял из визирей — марокканских министров, фактически не имевших власти, и директоров крупных французских департаментов. Практически он не решал ни одного важного вопроса. Предусматривалось также назначение генерального секретаря протектората помощником великого визиря [6, стр. 118]. Французский ответ подчеркивал нерушимость фесского договора о протекторате, что уже исключало возможность переговоров о независимости.
Предложенные реформы ни в коей мере не улучшали положения марокканского народа. Они либо носили чисто демагогический характер (восстановление джамаа), либо были направлены на усиление колониального аппарата подавления (создание франко-марокканских комиссий). В целом же они свидетельствовали о стремлении французской администрации усилить контроль над Махзаном (национальным правительством султана).
Мухаммед бен Юсуф сделал достоянием гласности основные положения ответа французского правительства, одновременно опубликовав коммюнике, в котором излагалось содержание различных меморандумов, направленных им французскому правительству. В этом документе выражалось также сожаление главы марокканского государства по поводу того, что во французском плане реформ полностью отсутствуют намерения удовлетворить выдвинутые султаном требования [6, стр. 112].
Вскоре после обращения султана к французскому правительству, в день 40-й годовщины подписания договора о протекторате (30 марта), произошли бурные демонстрации и забастовки во многих городах страны, в том числе в Касабланке, Сафи, Мрирте и Танжере, который фактически находился на осадном положении. Жители Танжера, принадлежащие к различным социальным кругам, направили петицию на имя мандуба (представитель султана в Танжере) с протестом против кровавых репрессий, чинимых местной полицией [15, 8.У.1952].
Поэтому верховный комиссар Испании в Марокко был заинтересован не в налаживании контактов с французскими властями, дискредитировавшими себя проводимой лми политикой террора, а, напротив, в осуждении этой политики. Показывая, каких размеров достиг террор во французской зоне, противопоставляя в своих периодических изданиях и радиопередачах две системы правления и прославляя свою политику в Марокко, испанское правительство наживало политический капитал.
Точно так же провалилась и попытка раскола национально-освободительного движения путем создания профранцузских партий. В случае удачи задуманного мероприятия можно было убедить мировую общественность в том, что в Марокко якобы существует народное движение за сотрудничество с колонизаторами. Власти протектората попытались создать новые марокканские организации, такие, например, как Демократическая партия свободных людей, Народная партия и т. д. Во главе их были поставлены марокканцы, известные своими связями с властями протектората. Этим организациям разрешалось издание газет на арабском языке. Французским чиновникам было дано указание оказывать этим «партиям» всемерную поддержку в их работе, которую они вели не только в городах, но и в деревнях страны. Чтобы привлечь марокканцев в эти организации, в некоторых городах администрация не останавливалась перед прямым насилием. В Уджде, например, молодым служащим грозили увольнением, если они не вступят в одну из этих «партий» [6, стр. 129]. Однако эти организации так и не имели никакого успеха и не смогли сыграть отведенной им роли.