История Арабских стран
ПЕРЕВОРОТ В МАРОККО В 1953 г.
спешность исключала всякую возможность проведения предвыборной кампании и лишала политические партии страны возможности принимать участие в выборах. 27 октября еженедельник «Аль-Истикляль» опубликовал коммюнике Бюро федерации марокканских торговых, промышленных и ремесленных палат и коммюнике Марокканского национального фронта, в которых сообщалось, что дата выборов и их условия были намечены лично генеральной резиденцией без предварительной консультации. Кроме того, выборы были назначены на четверг, а не на день отдыха, как это предусмотрено в других странах. В коммюнике указывалось также на полное отсутствие свободы проведения предвыборной кампании, возможности опубликования избирательных списков и т. п.
Общий вывод Марокканского национального фронта и Бюро федерации был один — бойкотировать эти выборы [20, стр. 47—48]. В результате количество непроголосовавших достигало 60—98% из числа избирателей, включенных в списки торговых палат. В Касабланке из 10 364 избирателей проголосовало 424 (95,9% отсутствовало); в Сафи процент отсутствующих достиг 97,2; в Агадире — 95,2; Кенитре—95; Сале—98,2; Пети-Жане—93,2 [20, стр. 48].
В день выборов страна бурлила.
Марокканцы, возмущенные этой пародией на демократию, открыто выражали свой
гнев. Особенно сильные волнения происходили в Касабланке, где демонстранты с грузовиков, наполненных камнями, атаковали
избирательный участок. Генерал Гийом использовал народное недовольство, чтобы
еще раз обагрить улицы Касабланки кровью. Печальным итогом касабланкского
инцидента были убитые десятки
раненых, сотни арестованных. Мусульманские кварталы города были окружены танками. Народу, не
достигшему должного уровня сознательности, недоступны никакие понятия о
демократии и прогрессе. 11 января 1952 г. Марокканский национальный фронт
направил султану письмо, в котором настаивал на упразднении протектората [12,
1952, № 2, стр. 108]. Но что мог сделать султан, против которого
были предприняты столь бесцеремонные действия со стороны французского
генерального резидента, и был попросту беспомощен перед хорошо налаженной
французской административной машиной. В то же время власти протектората,
ободренные тем, что благодаря усилиям империалистических держав обсуждение
марокканской проблемы, предложенное государств, было снято с повестки дня VI сессии Генеральной Ассамблеи
ООН, усилили репрессии. С начала 1952 г. редко какой день обходился без
арестов. Расправляясь с патриотами, власти одновременно стремились перетянуть на
свою сторону людей без особых убеждений, щедро вознаграждая их усилия.
Он предлагал создать новое правительство под руководством султана и заключить новый франко-марокканский договор [16, стр. 9]. Однако ответа на это письмо султану пришлось ждать полгода. Только 17 сентября французское правительство направило султану письмо, в котором вопрос о начале франко-марокканских переговоров обходился полным молчанием и лишь предлагались незначительные реформы. Суть «реформ» сводилась к следующим мероприятиям: а) учреждению в деревнях джамаа на основе выборов; б) созданию смешанных муниципальных комиссий в городах и франко-марокканских комиссий в сельских центрах (что предоставило бы проживающим в