История Арабских стран
АНТИКОЛОНИАЛИЗМ ДЖАМАЛЬ АД-ДИНА АЛЬ-АФГАНИ НА СТРАНИЦАХ «АЛЬ-УРВА АЛЬ-ВУСКА» (1884 г.)
Поскольку английские колонизаторы ' препятствовали его возвращению в арабские страны, Джамаль ад-Дин выбрал местом своего пребывания Европу 1 9 сёнтябпя по лучив разрешение британских властей, он из Индии отплыл в Лондон.
Всего несколько недель Джамаль ад-Дин находился в Лондоне откуда он уехал в Париж, считая, что там обстановка будет более благоприятной для его деятельности. В Париже он начал изучать французский язык, познакомился со многими известными в то время деятелями французской культуры. В Париже аль-Афгани принял участие в дискуссии с французским философом Эрнестом Ре-наном. Аль-Афгани оспаривал положение Ренана о том, что ислам и наука, а следовательно, ислам и цивилизация несовместимы [6, стр. 120].
Джамаль ад-Дин поставил перед' собой цель — создание газеты, которая служила бы рупором его идей. Он сплотил вокруг себя небольшую, но активную группу единомышленников. Его основным помощником стал египетский богослов-реформатор Мухаммед Абдо.
В своем письме Мухаммеду Абдо в ноябре 1883 г. из Франции Джамаль ад-Дин настойчиво просил его приехать в Париж, поскольку знал об его авторитете и влиянии не только в Египте, но и в других странах арабского Востока2. В декабре 1883 г. Мухаммед Абдо прибыл в Париж. Он принимал самое деятельное участие в создании газеты и общества, которые должны были стать центром борьбы за освобождение народов Ближнего и Среднего Востока.
В Париж был приглашен также иранец Мирза Мухаммед Бакир, человек высокообразованный для своего времени, владевший многими западными языками. Бакир долго жил в Индии, Китае и России, побывал в ряде стран Европы. Он стал одним из главных сотрудников газеты Джамаль ад-Дина.
В английской прессе появились статьи об опасных последствиях распространения газеты Джамаль ад-Дина в странах мусульманского Востока. Да и в самой Франции далеко не все политические круги одобряли основание новой газеты. Тем не менее Джамаль ад-Дину и Мухаммеду Абдо удалось нанять маленькую типографию на улице Рю Мариель, 6 и приступить к работе.
Первый номер газеты, названной ими «Аль-Урва аль-вуска»3, вышел 13 марта 1884 г. Это был литературно-политический еженедельник. Идейное направление газеты осуществлял Джамаль ад-Дин, а важнейшие статьи писал Мухаммед Абдо. По Рашиду Рида, «язык еженедельника принадлежал Абдо, в то время как мысль — аль-Афгани» [9, стр. 289]. Что касается Мирзы Мухаммеда Бакира, то он в основном переводил статьи и материалы западноевропейских изданий, которые своевременно печатались на страницах газеты.
Уже само по себе появление в центре Европы газеты, политической платформой которой была острая направленность против колониализма и его захватнической политики на Востоке, имело большое значение. Если же учесть, что к тому же газета нелегально распространялась в Индии, Египте, Судане, Турции, Иране, Сирии и странах Северной Африки, то значение и влияние ее трудно переоценить. Собиратель всех номеров газеты, Абдулла аль-Буста-ни, который несколько раз переиздавал их в виде сборников, в предисловии к ним писал: «„Аль-Урва аль-вуска" была первая политическая газета на арабском языке,